Задерживало открытие
главного храма также медленное оформление интерьеров. Написать иконостас был
заподряжен иеродиакон Никон Красовский. «Но по недостатку ли материалов, или
усердия, или времени для обремененного другими обязанностями Никона, или по
многосложностям работы, дело шло не совсем поспешно.
В конце октября 1740 г. епископ Иннокентий
Нерунович предписывал соборным протопопу Ивану Петрову и ключарю Власию Миронову
освидетельствовать у подрядчика Никона его работу, понуждать его к скорейшему
выполнению оной и чрез каждую неделю доносить себе об успехах.
За всем тем Никон, по
отбытии епископа Иннокентия в 1741
г. в Якутск, отвлекаемый должностями и члена приказа, и
эко нома архиерейского дома, при всем желании, не мог вести дело с той скоростью,
какая от него требовалась»20. К 1745
г иконостас был закончен, так как весной этого года
Никон Красовский уехал из Иркутска.
Его включили в состав каравана,
направляющегося в Китай, как «искусного в живописи» мастера «для исправления в
новостроющейся в Пекине церкви икон». Впоследствии иконостас, иконы для которого
выполнил Н. Красовский, между 1868 и, 1870 г. был заменен на новый, и судьба его нам
не известна.
О дальнейшей судьбе Н.
Красовского известно следующее: в октябре 1745 г. Г. Лебратовский,
директор китайского каравана, с которым Никон ходил в Китай, уведомил Иркутский
архиерейский приказ, что он отправил иконописца в Москву. В 1746 г. Н. Красовский был
принят в Александро-Невскую лавру в Петербурге.
В 1738 г. Никон Красовский
выполнил рисунок с изображением Богоявленского собора. В 1972 г. в архиве древних
актов его нашла архитектор Г. Г. Оранская, автор реставрационного проекта
памятника. Он был выполнен по требованию Сената, куда иркутяне обратились за
разрешением на строительство архиерейского дома рядом с Богоявленским собором.
Сенат затребовал от Иркутска изображения ближайших строений, чтобы наглядно
представить соотношение существующих зданий с предлагаемыми.
Рисунок Никона
Красовского, выполненный с
натуры, дает подробное представление о первоначальном виде только что
построенного Богоявленского собора, об его архитектурных особенностях.
Собор строился в период
активного освоения в России новых форм. Этот процесс затронул все сферы
культуры и проявился повсеместно, даже в далекой Сибири. В архитектуре
Иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала — русское,
традиционное, и новое, барочное.
Уставщик выбрал схему,
типичную для простых посадских церквей середины XVII в.: по продольной оси
ставится колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в храм
устроен через колокольню. Такие церкви иногда называют «трапезными», а также
«кораблями». Они хорошо удерживали большое пространство.
|