Но повреждения эти
признали неопасными, и богослужения в соборе продолжались до 1867 г., когда «обнаружилось не только очень заметное
расширение прежних трещин, но и высказались новые рассадины на сводах куполов
и окон».
Архитекторы Разгильдеев
и Гофман 8 мая 1867 г.
освидетельствовали состояние собора и пришли к выводу, что он требует неотложного
капитального ремонта. В 1868
г. приступили к капитальной перестройке собора, «по чертежам
художника архитектора Владислава Андреевича Кудельского, под распоряжением
многоопытного уставщика Николая Андреевича Иванова».
Исправление храма было
капитальное. Южная стена разобрана чуть не до основания, чтобы дать новый
более обширный размер окнам; своды замещавшие внутренность зимнего отдела
храма, и стена, делившая собор на две половины, уничтожены и заменены двумя
арками, из-за чего образовалось одно проходное здание.
Древний иконостас
заменен новым. Его выполнил крестьянин Пермской губернии Борис Васильевич
Попов. «Иконы в три верхние яруса на золотом фоне выписаны из Москвы от иконописца
Андрея Семеновича Рогожкина... в древне-отеческом православном стиле.
Остальные украшения приготовлялись разными мастерами в Иркутске».
Реставрация собора
стоила 38 859 руб. 93/2 коп. и закончилась в 1871 г.: 27 июля 1870 г. был освящен главный
Богоявленский храм, 30 марта 1871
г. освящен Казанский придел, здесь были перебраны полы
и заменен иконостас. В это же время придел Иоанна Предтечи упразднен и
обращен в соборную ризницу.
Недавно
отремонтированный Богоявленский собор в страшный иркутский пожар 1879 г, не пострадал, пламя
остановилось у его стен.
В таком виде он шагнул в
XX век.
Вопрос о реставрации
иркутских построек петровского времени, и в частности собора Богоявления,
возник в начале XX в. В 1911—1912 гг. в Иркутске работает группа студентов
художественного училища, посланных Археологической комиссией из Петербурга.
Они провели фотофиксацию памятников, собрали о них исторический материал,
опубликовав результаты своей работы38.
После революции, не
считая собор Богоявления уникальным творением, комиссия по охране памятников в
первые годы советской власти разрешила использовать его для размещения
хлебозавода. Это было очень тяжелое для собора время.
Приспосабливая его к
промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила. В соборе
стояли печи, выпекались кондитерские изделия, изготовлялись сухари
Одно время в четверике,
разделенном на несколько этажей, располагалось общежитие. В этот период
погибли все росписи, которые украшали трапезную и иконостасную стену в
четверике.
|