В 1960 г. Богоявленский собор
вместе со Спасской церковью были поставлены на учет и охрану как памятники
республиканского значения. В 1967
г. хлебозавод вынесен из здания, и в нем начались
реставрационные работы. Главным проектом реставрации и руководителем работ
была назначена Г. Г. Оранская, сотрудница Всесоюзного производственного
комбината Министерства культуры СССР.
Здание собора находилось
в аварийном состоянии. «Натурные обследования выявили многочисленные
переделки, нарушившие древние конструкции. Были ослаблены междуэтажные
перекрытия, разрушены своды, полностью разобрана трапезная собора, перестроена
колокольня. Почти все арочные проемы были растесаны, первоначальные проемы заложены.
Поздними, не характерными для памятников были крыши и главы».
Реставрация
Богоявленского собора велась с 1967 по 1985 г. Проделана огромная работа по
восстановлению памятника. Восстанавливать следовало облик собора XVIII в. Но
каким он был?
Исследований истории
строительства памятника, его архитектурных особенностей практически не
сохранилось. Прежде всего нужно было собрать исторические сведения, и Оранская
работает в архивах Иркутска, Тобольска, Енисейска, Москвы, Ленинграда.
Ей помогали энтузиасты
Иркутска. Одновременно всесторонне исследовался, обмеривался, изучался сам
памятник: выявлялся первоначальный облик собора, выяснились поздние
дополнения, переделки, утраты.
Затем началось
практическое осуществление реставрации. Н. М. Полунина в книге «У истоков
каменного града» справедливо отмечает подвижнический труд людей, связанных с
реставрацией собора,— архитектора Г. Г Оранской, каменщика О. П. Кикаса,
керамиста А. Н. Штанько и др., указывает на трудности реставрационного дела.
Сейчас в соборе Богоявления расположен отдел сибирского искусства Иркутского
художественного музея. Посетители этой экспозиции добрым словом благодарят
людей, возродивших памятник.
Но в интересах дела
необходимо взглянуть на реставрацию собора Богоявления и критически. В Иркутске
будут восстанавливаться еще десятки памятников архитектуры, и сейчас пора выявить
ошибки в реставрационном деле, чтобы не повторять их в будущем.
По законам реставрации,
восстанавливается, насколько возможно, первоначальный вид памятника, т. е. мы
сейчас должны бы видеть собор Богоявления таким, каким он был в XVIII в. Но
это далеко не так. Во-первых, не восстановлено пятиглавие на куполе основного
объема.
Сейчас там возвышается
только одна глава, а четыре боковые главки, по мнению ученого совета Всесоюзного
научно-реставрационного комбината, не могли быть восстановлены, так как в
натуре не сохранилось точных следов, кроме опор, свидетельствующих о том, что
главки были деревянные.
Звучат эти доводы
неубедительно, и А. Д. Фатьянов в своей статье еще в период реставрации писал,
что «есть все данные, чтобы воскресить собор в первозданном виде, то есть
восстановить и шатер и пятиглавие». Ведь на изображении Богоявленского собора,
выполненном Н. Красовским в 1738
г., довольно точно представлены все пять глав, их
расположение. Пятиглавие придавало памятнику большую выразительность и законченный
образ.
|