Автор: А. А. Ляпин
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ИНЖЕНЕРНОГО ИСКУССТВА ЗАПОВЕДНОГО
УЧАСТКА КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Кругобайкальская
железная дорога — это последний по времени постройки участок Великого
Сибирского Пути. В связи с тем, что долгое время не могли определить
окончательное направление прокладки железной дороги вокруг южной части озера
Байкал, разработка проекта дороги была задержана. В 1898 г., когда Сибирская
железная дорога с запада дошла до Иркутска, а с востока до станции Мысовой
(ныне город Бабушкин), на Кругобайкальской трассе все еще велись изыскания.
К тому времени были
уложены тысячи километров рельсов, связаны железной нитью все основные города
Сибири, и только Байкал мешал строителям соединиться. В июне 1901 г. Комитет по
сооружению Сибирской железной дороги из четырех рассматриваемых вариантов
утвердил один. Кругобайкальская железная дорога должна была пройти от
построенной уже станции Байкал, у истока Ангары, через Култук, Слюдянку и далее
по восточному берегу озера до станции Мысовая.
По характеру местности
Крутобайкальская железная дорога может быть разделена на два участка —
западный, от станции Байкал до станции Култук, и восточный, от станции Култук
до станции Мысовая. Ландшафт и необычайно сложный для прокладки пути рельеф
местности определили уникальное своеобразие западного участка Кругобайкальской
дороги, выделяющее его из всей Сибирской магистрали.
Судьба западного участка
дороги сложилась иначе, чем судьба всей Сибирской дороги. До 1956 г. Кругобайкальская
железная дорога работает как одно из звеньев Транссибирской магистрали.
Окончание строительства Иркутской ГЭС в 1957 г. привело к созданию искусственного
водохранилища, воды которого затопили железнодорожный путь от Иркутска до станции
Байкал, проходивший по левому берегу Ангары.
Основной путь Транссиба
от Иркутска к этому времени был перенесен в долину реки Олхи и соединился с
магистралью у Култука. Железнодорожный путь от Култука до станции Байкал, т. е.
западный участок Кругобайкальской железной дороги оказался тупиковой веткой
После 1956 г.
коммерческие перевозки грузов здесь почти не велись, и западный участок
Кругобайкальской дороги приблизительно до конца 1970-х гг. сохранял
первозданный облик.
Потеряв экономическое
значение, старая дорога приобретает сейчас популярность среди туристов и
стихийно определилась как место отдыха. На первое место сейчас вышла эстетическая
ценность дороги и ее значение как памятника истории и культуры.
Ландшафт придает дороге
своеобразный облик. Участок от порта Байкала до станции Култук протяженностью
85 км
проходит по рельефу береговой полосы озера Байкал, у подножия горного отрога
Саянского хребта, крутой склон которого занимает весь этот берег, местами совершено
отвесно уходя на значительную глубину в озеро.
|