Пассажирское здание на
станции Шарыжалгай, созданное в 1908 - 1912 гг, как бы опирается на типовое
пассажирское здание для Кругобайкальской дороги 1902 г. Тот же состав
помещений и та же последовательность их расположения.
Однако внешний вид его
существенно отличается от вида зданий 1902 г. Вальмовые кровли, высокие окна,
геометрический декор, резные гребешки на коньке и птичьи головы с раскрытыми
клювами, как и фигурные кронштейны карниза, создают образ эпохи рубежа веков.
Из индивидуальных
построек следует отметить также Маритуйское одноклассное училище, которое
«располагалось в школьном здании площадью
48,63 кв. саж.»12 и
было построено между 1904 и 1909 гг. Оно стоит как бы особняком, резко
отличаясь своей архитектурой от домов и первого и второго периода строительства.
Вероятнее всего, в этом
случае использовали не проект, разработанный в МПС, а проект школы, принятый
для сел и деревень
К сожалению, до нас не
дошли такие интересные сооружения этого времени, как нетиповое здание
блок-поста Лиственичное и жилой дом на станции Хвойная, о внешнем виде которых
мы можем судить по фотографиям и чертежам.
Точное количество
зданий, возведенных во время строительства второго пути, сейчас определить
сложно, но ориентировочно взятое соотношение зданий первого и второго периода
на дороге до 1956 г.
составляло три к двум.
Роль их в создании
образа дороги была неодинакова— дома первого периода, более скромные и сдержанные
по форме, составляли как бы архитектурный фон станций и разъездов, а основные
образные характеристики формировались более содержательными в художественном
отношении зданиями 1908--1914 гг.
Подобное распределение
ролей в картине дороги не было реализацией специально созданной программы, оно
сложилось стихийно и отражает те изменения, которые произошли за период
1904—1909 гг. в художественных вкусах предреволюционной России.
Состояние архитектурного
комплекса дороги в настоящий момент внушает серьезнейшее беспокойство за его
сохранность. Ранее уже упоминались некоторые объекты, как типовые, так и индивидуальные,
которые не дошли до нас.
Топографическая съемка
Кругобайкальской дороги 1940
г. послужила основой для определения процента
сохранившихся зданий сегодня. Натурное обследование дороги в июле 1987 г. показало, что в
настоящий момент на своих местах находится 57% зданий Кругобайкальской дороги,
созданных в 1902—1914 гг., и соответственно утраты достигают 43% по сравнению с
данными 1940 г.
И все же старая дорога
дошла до нас в почти первозданном виде. Судьба вывела этот сложный в
инженерном отношении и интересный и богатый с эстетической точки зрения участок
железной дороги из коммерческой эксплуатации и дала нам возможность создать
уникальный музей, доступный для туристов и всех, кто интересуется историей
родного края. Мы обязаны бережно и разумно подойти к использованию и сбережению
Кругобайкальской дороги, как памятника архитектуры и инженерного искусства,
памятника мастерству русского народа.
|