К инженерным сооружениям
относятся тоннели, галереи, мосты, виадуки, подпорные и одевающие стенки,
каменные трубы, лотки для сброса паводковых вод и некоторые другие. По данным
«Альбома типовых и исполнительских чертежей Кругобайкальской железной дороги»,
на западном участке было построено в 1902— 1905 гг. 38 тоннелей вместо первоначально
намеченных 332.
Среди них встречаются
как весьма протяженные — Каторжанский (600 м), так и совсем короткие — 20—30 м.
Большей части тоннеля придан в поперечном сечении круговой профиль,
применявшийся ранее в других частях России.
По предложению
Управления по сооружению Сибирской железной дороги десять тоннелей были
построены параболического профиля, который может использоваться в тех случаях,
когда тоннель не подвергается боковому давлению грунта, что на
Кругобайкальской дороге было редкостью. Все тоннели сооружены под два пути и,
согласно технологии, обделаны каменной кладкой на цементном растворе.
В некоторых случаях,
когда грунт оказывался достаточно надежным, стены тоннелей оставались без
обделки. Большая часть тоннелей пробивалась ручным способом, лишь иногда, в
порядке эксперимента, использовали «бурение при помощи электрических машин,
которое хотя и было в 3—4 раза производительнее ручной проходки, но значительно
удорожало строительство».
Все тоннели, за
исключением части Шумихинского и Половинного, построены по так называемой
бельгийской системе, т. е. с верхним направляющим ходом. Шумихинский и Половинный
тоннели из-за слабости грунтов прокладывались по австрийской системе, т. е.
при верхнем и нижнем направляющих ходах производилась полная выборка всего
профиля, после чего приступали к обделке, начиная с фундаментов и стен.
Порталы тоннелей оформлялись
по нескольким принятым типам, в зависимости от того, в каком месте тоннель
выходит наружу. Наиболее типичным образцом портала 1902—1905 гг. может служить
восточный портал тоннеля на 144-м километре.
Он выполнен из тесаного
гранита в форме равносторонней трапеции. Оголовок тоннеля
(два кольца кладки
с наружной стороны) кругового профиля
имеет в верхней части замковый камень. На многих порталах над замковым камнем
расположена гладко отесанная плита, на которой изображен либо знак МПС, либо годы
строительства тоннеля. Декор портала ограничивается верхним поясом с зубчиками.
Характерно, что
строители Кругобайкальской дороги стремились избежать последовательного
повторения типов порталов, и, как правило, порталы, следующих друг за другом
тоннелей имеют различное оформление что создает известное разнообразие при
ограниченном количестве типов.
|