Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 04.12.2024, 02:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 5
Части и детали мостов выполнялись различ­ными заводами России на основе заключенных договоров. Для примера можно назвать некоторых изготовителей мостовых конструкций - Рудзский завод, металлургический завод в Никола­еве, Камско-Воткинский завод, завод акционер­ного общества «Лильпоп, Pay и Левенштейн в Варшаве» которые выполняли заказы для Кругобайкальской дороги.
Из всех инженерных сооружений на старой дороге выделяются своей основательностью и монументальностью каменные виадуки, с по­мощью которых было преодолено три реки Маритуй, Крутая Губа и Ангасолка. Число виадуков на западном участке невелико — всего три, но значение их в формировании образа дороги трудно переоценить.
Подобная капитальная кон­струкция, сделанная с высоким качеством и от­личающаяся точностью изготовления деталей, создает впечатление романтичности и одновре­менно дает пример блестящего соединения ис­кусственного сооружения с ландшафтом.
Длина виадуков различна - от 40 до 70 м. Соответственно различно и количество арок в каждом. Виадук через Маритуй — четырехарочный, через Крутую Губу и Ангасолку — в шесть арок. Время сооружения можно определить по плитам с высеченными датами на центральных устоях.
Виадук на Крутой Губе — 1903-1904 гг., виадук на Ангасолке -  1905 г. Для строительст­ва использовался местный камень - базальт, гра­нит. Возможно, что именно обилие камня приве­ло к мысли о целесообразности подобной конструкции на Кругобайкальской дороге.
Интересно отметить также каменную трубу на 101-м километре. Подобное водопропускное соо­ружение было распространено не только на Ве­ликом Сибирском Пути, но использовалось на всех железных дорогах России конца XIX в. «Министерство путей сообщения разрабатывает разнообразные типы каменных труб... При боль­ших насыпях в 10—12 сажен применялись... параболические трубы...».
Каменная труба на 101-м километре полностью соответствует ри­сунку, приведенному в широко распространенной работе по истории строительной техники России. Этот факт дает нам подтверждение того, что при прокладке первого пути создатели дороги поль­зовались известными и тщательно опробованны­ми схемами и конструкциями сооружений, мастерски применяя их для  решения  сложнейших инженерных задач на берегу Байкала.
Однако уникальность западного участка и, главное, требование скорейшего завершения строительства не могли не послужить стимулом к разработке новых, нетрадиционных путей решения проблем.
Необходимость менее трудоем­ких конструкций стала очевидной ко  времени окончания первого пути. В 1905 г. Инженерный совет   Императорского   технического   общества делает заключение-одобрение проекта новой кон­струкции — железной галереи для предохранения пути на Кругобайкальской дороге. Сегодня, к сожалению, ни одной железной галереи из трех четырех установленных не сохранилось.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2105 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>