Конструкция галереи не
была выполнена исключительно из железа. Из железа делались настил и стойки
одной стороны для опоры настил. С другого края настил опирался на арочную
подпорную стенку из отесанного бутового камня
На 102-м километре
сохранилась подобная подпорная стенка, сочетающаяся с однопутной каменной галереей
параболического профиля. Выглядит это место очень живописно, незаделанные
отверстия для опирания балок настила придают верхней части стенки вид средневековой
крепостной стены с зубцами.
На всем участке дороги
широко распространены подпорные и одевающие стенки различных типов. Выполнены
они из обтесанного и необтесанного камня и очень тесно увязаны с другими
сооружениями дороги. Наиболее крупные из них выполнены по заранее разработанным
чертежам - например на 103-м, 123-м километрах.
Конфигурация и высота
небольших стенок определялась на месте. Говорить о каких-либо архитектурных
достоинствах подпорных стенок как самостоятельных объектах, конечно, невозможно.
Но тем не менее определенную роль
В эстетическом
восприятии дороги они играют. Стенки воспринимаются как фон для других
объектов, и подсознательно человек отмечает, как много труда положено для того,
чтобы он, проезжая, мог любоваться с одной стороны озером, с другой скалами,
уходящими ввысь на много сотен метров.
Инженерные сооружения
1902—1905 гг. составляли основу формирования облика дороги. Свое завершение
облик ее получает с созданием станций и разъездов, строительство которых велось
в то же время.
Западный участок Кругобайкальской
дороги прошел по ранее не населенной местности, только в конце участка располагалось
небольшое рыбацкое село Култук. Станции Кругобайкальской дороги были первыми
по селениями на этом берегу озера
С 1895 по 1905 г. были построены
четыре станции (Байкал, Хвойная, Маритуй, Шарыжалгай) и шесть разъездов
(Лиственичное, Толстый, Пономаревка, Бакланий, Хабартуй. Култук), В 1900 г. завершено
строительство станции Байкал для временной ветки Иркутск — Байкал. Здесь с 1895
по 1900 г.
построены пассажирское здание, казармы для путейцев, жилые дома и сооружена
пристань для парома-ледокола «Байкал».
С 1902 г., когда определилось
направление основной дороги, эту станцию существенно расширяют и вводят в
состав Кругобайкальской. Старое пассажирское здание заменяют на более
просторное. Одновременно начинается строительство других станций на участке от
Байкала до Култука.
Планировка станций
определялась характером местности; постройки тянулись вдоль железнодорожного
пути по узкой береговой полосе со стороны озера, с другой стороны пути, перед
всеми станциями, - почти вертикальный склон горы.
|