Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 22:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 7
Композиционным ядром станции служит пассажирское здание вокзал, затем распола­гаются жилые дома, хозяйственные постройки, казармы для путейцев.
Завершает станцию во­доподъемное здание с насосом, у самой воды и водоемное здание с баком для воды на горе, над водоподъемным зданием. Как правило, зда­ния водоснабжения располагали с восточной сто­роны станции. Подобная схема характерна для Хвойной, Маритуя и Шарыжалгая. На станции Байкал система водоснабжения решена с по­мощью водонапорной башни.
Разъезды были значительно меньше, они со­стояли из 2 - 4 зданий, причем пассажирского здания не строили, а в одном из жилых домов отводили помещение для пассажиров.
Кругобайкальская дорога имела выдержан­ную в едином стиле архитектуру пассажирских, линейных и жилых зданий, выполненных в де­реве. И хотя проекты этих зданий были разра­ботаны в 1901 -1902 гг. для этой дороги, они имеют много общего с архитектурой всей Си­бирской магистрали
Это касается как объемной композиции, так и декоративного оформления домов. Состав по мещений, форма крыш, наличники окон, подкарнизная пропильная резьба, выступающие консоли стропильных конструкций и другие элементы очень незначительно различаются на Кругобай­кальской  и Средне-Сибирской дорогах.
Для застройки станции и разъездов был соз­дан ряд типовых построек нескольких видов двойной сторожевой дом, полуказарма, казарма и жилые дома разнообразных вариантов. Отдель­ные объекты: одиночные и двойные сторожевые дома, казармы и полуказармы для путейцев стро­ились и вне станций в наиболее ответственных местах пути. В настоящий момент сохранилось по нескольку домов каждого типа.
Наиболее примечательны в архитектурном отношении постройки на станциях — пасса­жирские здания. Для самой крупной станции III класса Байкал западного участка было спроекти­ровано пассажирское здание по индивидуально­му проекту.
В этой постройке нашли выражение некоторые черты эклектики, господствовавшей в конце XIX в. Особенно это заметно в форме кровли центральной части здания, где чувству­ется некоторая ориентация на неорусский стиль. Сухие и упрощенные формы, характерные для всей Сибирской дороги, в нем несколько смягча­ются индивидуальной разработкой проекта.
Станции Хвойная, Маритуй и Шарыжалгай по замыслу проектировщиков должны были иметь типовое пассажирское здание, но поста­вили его только на Хвойной, в Маритуе в связи с расширением станции соорудили более вмес­тительное, а в Шарыжалгае пассажирское зда­ние построить не успели и принимали пассажи­ров в комнате при жилом доме.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2180 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>