Композиционным ядром
станции служит пассажирское здание вокзал, затем располагаются жилые дома,
хозяйственные постройки, казармы для путейцев.
Завершает станцию водоподъемное
здание с насосом, у самой воды и водоемное здание с баком для воды на горе, над
водоподъемным зданием. Как правило, здания водоснабжения располагали с
восточной стороны станции. Подобная схема характерна для Хвойной, Маритуя и
Шарыжалгая. На станции Байкал система водоснабжения решена с помощью водонапорной
башни.
Разъезды были
значительно меньше, они состояли из 2 - 4 зданий, причем пассажирского здания
не строили, а в одном из жилых домов отводили помещение для пассажиров.
Кругобайкальская дорога
имела выдержанную в едином стиле архитектуру пассажирских, линейных и жилых
зданий, выполненных в дереве. И хотя проекты этих зданий были разработаны в
1901 -1902 гг. для этой дороги, они имеют много общего с архитектурой всей Сибирской
магистрали
Это касается как
объемной композиции, так и декоративного оформления домов. Состав по мещений,
форма крыш, наличники окон, подкарнизная пропильная резьба, выступающие консоли
стропильных конструкций и другие элементы очень незначительно различаются на
Кругобайкальской и Средне-Сибирской
дорогах.
Для застройки станции и
разъездов был создан ряд типовых построек нескольких видов двойной сторожевой
дом, полуказарма, казарма и жилые дома разнообразных вариантов. Отдельные
объекты: одиночные и двойные сторожевые дома, казармы и полуказармы для
путейцев строились и вне станций в наиболее ответственных местах пути. В
настоящий момент сохранилось по нескольку домов каждого типа.
Наиболее примечательны в
архитектурном отношении постройки на станциях — пассажирские здания. Для самой
крупной станции III класса Байкал западного участка было спроектировано
пассажирское здание по индивидуальному проекту.
В этой постройке нашли
выражение некоторые черты эклектики, господствовавшей в конце XIX в. Особенно
это заметно в форме кровли центральной части здания, где чувствуется некоторая
ориентация на неорусский стиль. Сухие и упрощенные формы, характерные для всей
Сибирской дороги, в нем несколько смягчаются индивидуальной разработкой
проекта.
Станции Хвойная, Маритуй
и Шарыжалгай по замыслу проектировщиков должны были иметь типовое пассажирское
здание, но поставили его только на Хвойной, в Маритуе в связи с расширением
станции соорудили более вместительное, а в Шарыжалгае пассажирское здание
построить не успели и принимали пассажиров в комнате при жилом доме.
|