В целом архитектура
построек Кругобайкальской железной дороги периода 1902- 1905 гг. является образцом
казенной архитектуры второй половины XIX в.
Ее упрощенные формы и
схематизм в приемах были необходимы при решении новых задач, более масштабных
и технически сложных с помощью традиционных конструкций и типов сооружений.
И тем не менее создатели
Кругобайкальской дороги грамотно и успешно справились со своими задачами в
формировании облика дороги.
И вместе с тем один из
объектов дороги дает пример новых тенденций в архитектуре, которые, лишь
проявляются и оформляются. В то время в России распространяется модерн, новый,
художественный стиль.
На станции Маритуй
существует станционная постройка, по композиции и декоративному оформлению
типичная для Кругобайкальской дороги, только одно окно на северном фасаде резко
выделяется своей неожиданной формой. Оно было переделано из двух окон другой
формы вскоре после завершения строительства здания.
Небольшой по размеру
прямоугольник вписан почти целиком в окружность, усеченную снизу. Верхняя
часть прямоугольной рамы выступает за границы окружности, нарушая правильное
круговое завершение и делая симметричную композицию рамы более устойчивой.
Скромный профилированный наличник показывает, что основное внимание создателей
сосредоточено именно на форме рамы и прорисовке остекления, которым отводится
главная роль в композиции.
Размещение этого окна в
одном ряду с типовыми оконными блоками, принятыми для всех зданий дороги,
подчеркивает намечающуюся художественную тенденцию и очень ярко демонстрирует
перелом эстетических предпочтений строителей.
В 1908 г. дается разрешение на
постройку второго пути Кругобайкальской железной дороги, и в формировании ее
облика наступает качественно новый этап. Ускоренное строительство второго пути
было вызвано ростом интенсивности перевозок. Потребовалось расширить существующие
станции, строить большое количество новых домов и казарм для обходчиков и путейцев,
дополнительные блок-посты. Некоторые разъезды преобразуются в станции — на западном
участке стал станцией разъезд Култук.
Если при строительстве
первого пути в 1902— 1905 гг. основными материалами при создании инженерных
сооружений были камень и металл, то для мостов, виадуков, галерей второго пути
в качестве основного конструктивного материала принят железобетон.
До этого времени железобетон
в транспортном строительстве применялся лишь в отдельных постройках, от случая
к случаю, так как не было четкого представления о работе бетона в условиях
больших динамических нагрузок. Принятие «Технических условий для
железобетонных сооружений», разработанных под руководством Н. А. Белелюбского
и А. Ф. Лолейта, послужило основой для массового использования нового
материала, и Кругобайкальская дорога — один из первых объектов, где он
применен.
|