Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 7
В целом архитектура построек Кругобайкаль­ской железной дороги периода 1902- 1905 гг. яв­ляется образцом казенной архитектуры второй половины XIX в.
Ее упрощенные формы и схе­матизм в приемах были необходимы при реше­нии новых задач, более масштабных и техничес­ки сложных с помощью традиционных конструк­ций и типов сооружений.
И тем не менее созда­тели Кругобайкальской дороги грамотно и ус­пешно справились со своими задачами в форми­ровании облика дороги.
И вместе с тем один из объектов дороги дает пример новых тенденций в архитектуре, кото­рые, лишь проявляются и оформляются. В то время в России распространяется модерн, новый, художественный стиль.
На станции Маритуй существует станционная постройка, по композиции и декоративному оформлению типичная для Кругобайкальской дороги, только одно окно на северном фасаде резко выделяется своей не­ожиданной формой. Оно было переделано из двух окон другой формы вскоре после заверше­ния строительства здания.
Небольшой по разме­ру прямоугольник вписан почти целиком в ок­ружность, усеченную снизу. Верхняя часть пря­моугольной рамы выступает за границы окруж­ности, нарушая правильное круговое завершение и делая симметричную композицию рамы более устойчивой. Скромный профилированный налич­ник показывает, что основное внимание созда­телей сосредоточено именно на форме рамы и прорисовке остекления, которым отводится главная роль в композиции.
Размещение этого окна в одном ряду с типовыми оконными блоками, принятыми для всех зданий доро­ги, подчеркивает намечающуюся художествен­ную тенденцию и очень ярко демонстрирует пе­релом эстетических предпочтений строителей.
В 1908 г. дается разрешение на постройку второго пути Кругобайкальской железной доро­ги, и в формировании ее облика наступает ка­чественно новый этап. Ускоренное строительство второго пути было вызвано ростом интенсивности перевозок. Потребовалось расширить существу­ющие станции, строить большое количество новых домов и казарм для обходчиков и путей­цев, дополнительные блок-посты. Некоторые разъезды преобразуются в станции — на запад­ном участке стал станцией разъезд Култук.
Если при строительстве первого пути в 1902— 1905 гг. основными материалами при создании инженерных сооружений были камень и металл, то для мостов, виадуков, галерей второго пути в качестве основного конструктивного материа­ла принят железобетон.
До этого времени желе­зобетон в транспортном строительстве применял­ся лишь в отдельных постройках, от случая к случаю, так как не было четкого представления о работе бетона в условиях больших динами­ческих нагрузок. Принятие «Технических усло­вий для железобетонных сооружений», разрабо­танных под руководством Н. А. Белелюбского и А. Ф. Лолейта, послужило основой для мас­сового использования нового материала, и Кругобайкальская дорога — один из первых объ­ектов, где он применен.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2031 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>