Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 23.11.2024, 17:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 8
Во время строительства второго пути были созданы два тоннеля, ранее не спроектирован­ные. Оба тоннеля идут в обход опасных участ­ков, где прокладка второго пути оказалась не­возможной. Первый расположен на 99-м кило­метре и идет в обход глубокой Березовой бух­ты.
Однопутный мост через бухту, установлен­ный в 1903—1904 гг., был демонтирован. Второй тоннель находится на 123-м километре, у ручья Киркирей. Здесь прокладка второго пути оказа­лась невозможной из-за крутых, обрывистых скал. Длина вновь построенных тоннелей более 600 м.
Из противообвальных сооружений создают­ся три железобетонных и несколько каменных галерей. Железобетонные галереи устанавлива­ются на местах, ранее приготовленных для одно­путных железных галерей 1905 г., о чем свиде­тельствуют различия в кладке верхней и ниж­ней частей подпорных стенок в железобетон­ных галереях.
Конструкции галерей созданы по схеме предыдущих,, железных. Каменные отли­чаются от построенных ранее лишь оформле­нием порталов, которое приобретает более сво­бодный характер. В отличие от порталов первой очереди строители оформляют выходы из тон­нелей и галерей, взяв за основу асимметричную композицию. Характерный пример подобного рода галерея 1914 г. на 122-м километре.
Для преодоления водных преград специально для Кругобайкальской дороги разрабатываются типовые железобетонные балочные мосты раз­личной длины — от 4 до 40 м. На крупных реках сооружаются мосты по отдельным проектам. Распространение таких крупных железобетон­ных мостов получают две основные схемы - арочная и балочная.
Типичны в этом отношении мост на 147-м километре и мост через реку Ма­ритуй. В первом случае полотно дороги положе­но на три железобетонные арки, которые опира­ются на массивные каменные устои прямоуголь­ного сечения. Пролет арок достигает 30 м. Мост второго пути через Маритуй создан на основе типовой железобетонной балки. Четыре пролета моста опираются на высокие каменные устои, конструкция устоев аналогична для всех мостов этого времени.
Как и в первый период строительства, для но­вых блок-постов и расширения станций исполь­зуется ряд типовых зданий. Проекты новых зда­ний, разработанные в 1911-1915 гг. для Круто­байкальской дороги, по своей форме и декору имеют мало общего с постройками 1902 г.
Ху­дожественная концепция модерна, появившаяся в первых постройках как отклонение от нормы единого стиля Сибирской железной дороги, в но­вых проектах является господствующей, форма зданий определяется требованием именно стиля модерн. Причем, если ранее по индивидуальным проектам строятся только пассажирские зда­ния, то во время второго этапа создается не­сколько построек по индивидуальным проектам жилые дома в Хвойном и Маритуе, здание блок­поста Лиственичное, санаторий в Култуке, пас­сажирское здание станции Шарыжалгай. Этот факт говорит о стремлении не только сделать дорогу добротно и прочно, но и придать ей бо­лее  содержательный  архитектурный облик.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2055 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>