Во время строительства
второго пути были созданы два тоннеля, ранее не спроектированные. Оба тоннеля
идут в обход опасных участков, где прокладка второго пути оказалась невозможной.
Первый расположен на 99-м километре и идет в обход глубокой Березовой бухты.
Однопутный мост через
бухту, установленный в 1903—1904 гг., был демонтирован. Второй тоннель
находится на 123-м километре, у ручья Киркирей. Здесь прокладка второго пути
оказалась невозможной из-за крутых, обрывистых скал. Длина вновь построенных
тоннелей более 600 м.
Из противообвальных
сооружений создаются три железобетонных и несколько каменных галерей.
Железобетонные галереи устанавливаются на местах, ранее приготовленных для
однопутных железных галерей 1905
г., о чем свидетельствуют различия в кладке верхней и
нижней частей подпорных стенок в железобетонных галереях.
Конструкции галерей
созданы по схеме предыдущих,, железных. Каменные отличаются от построенных
ранее лишь оформлением порталов, которое приобретает более свободный
характер. В отличие от порталов первой очереди строители оформляют выходы из тоннелей
и галерей, взяв за основу асимметричную композицию. Характерный пример
подобного рода галерея 1914 г.
на 122-м километре.
Для преодоления водных
преград специально для Кругобайкальской дороги разрабатываются типовые
железобетонные балочные мосты различной длины — от 4 до 40 м. На крупных реках
сооружаются мосты по отдельным проектам. Распространение таких крупных
железобетонных мостов получают две основные схемы - арочная и балочная.
Типичны в этом отношении
мост на 147-м километре и мост через реку Маритуй. В первом случае полотно дороги
положено на три железобетонные арки, которые опираются на массивные каменные
устои прямоугольного сечения. Пролет арок достигает 30 м. Мост второго пути через
Маритуй создан на основе типовой железобетонной балки. Четыре пролета моста
опираются на высокие каменные устои, конструкция устоев аналогична для всех
мостов этого времени.
Как и в первый период
строительства, для новых блок-постов и расширения станций используется ряд
типовых зданий. Проекты новых зданий, разработанные в 1911-1915 гг. для Крутобайкальской
дороги, по своей форме и декору имеют мало общего с постройками 1902 г.
Художественная
концепция модерна, появившаяся в первых постройках как отклонение от нормы
единого стиля Сибирской железной дороги, в новых проектах является господствующей,
форма зданий определяется требованием именно стиля модерн. Причем, если ранее
по индивидуальным проектам строятся только пассажирские здания, то во время
второго этапа создается несколько построек по индивидуальным проектам жилые
дома в Хвойном и Маритуе, здание блокпоста Лиственичное, санаторий в Култуке,
пассажирское здание станции Шарыжалгай. Этот факт говорит о стремлении не
только сделать дорогу добротно и прочно, но и придать ей более содержательный архитектурный облик.
|