Функционально же новые
дома не отличаются от старых. Ряд типовых зданий включает одиночный и двойной
сторожевые дома, полу казарму, казарму для путейцев. Совпадают также и основные
размеры в плане их конструкции.
Но произошли существенные
изменения в характере кровли, в деталях (окна, двери, карнизы) и в декоре.
Кровля делается выше, появились характерные вальмовые завершения, (вальма —
наклонная плоскость с торцевой стороны кровли здания), декоративные фронтоны,
на коньке крыши заняли место различные гребешки и декоративные элементы в
форме птичек и змеиных голов.
Окна становятся более
высокими и широкими, меняется обрамление дверей. Декор приобретает
геометрический узор на наличниках в стиле модерн и в обшивке верхней части
домов.
Из сооружений этого
периода до нас дошли лишь четыре типа: одиночный сторожевой дом на 134-м
километре, двойной сторожевой дом на 137-м километре, четыре полуказармы на
154-м, 149-м, 137-м и 106-м километрах и сторожевая будка в Маритуе. Наиболее типичным
образцом является полуказарма - это одноэтажное деревянное здание размером
8,5—13,0 м, перекрытое четырехскатной железной кровлей.
На одном из торцевых
фасадов располагается крыльцо с навесом. Навес, поддерживающие его циркульные
кронштейны, выступающий за линию фасада объем, наличники с геометрическим
рисунком вот наиболее существенные акценты в композиции дома. Создатели этого
дома стремились выявить и конструкцию здания.
Для этого нижняя часть
рубленых стен оставлена без обшивки, а идущий по верху небольшой пояс обшивки с
пропильным геометрическим рисунком подчеркивает тектонику бревна. Интересно отметить, что устанавливались казармы
и полуказармы с учетом того, как они будут восприниматься с линии железной
дороги — главным фасадом к пути, независимо от ориентации по сторонам света.
Из сохранившихся до
нашего времени зданий, построенных по индивидуальным проектам, заслуживает
внимания большой, сложный по композиции дом начальника дистанции в Маритуе и
пассажирское здание станции Шарыжалгай.
Дом начальника дистанции
представляет собой одноэтажное деревянное здание на фундаменте из отесанного
бутового камня, с высокой кровлей. Объем дома образован тремя основными
срубами.
И хотя характер декора,
как и архитектурные приемы, здесь общие для Кругобайкальской дороги, по своим
художественным достоинствам и удачно найденным пропорциям дом может быть
определен как одно из наиболее интересных произведений архитектуры модерна
для всей Сибири. Строительство дома началось в 1911 г.
|