Облик лица скульптурного портрета из неолитического
поселения в Кондоне оказался удивительно похож на лица нанайских девушек,
работавших на раскопе. Но не только внешнее сходство сближает племена, жившие
на Амуре пять тысяч лет тому назад, и современных нанайцев и ульчей. В одежде,
резных украшениях на дереве и бересте — всюду можно увидеть спирали, нижнеамурскую
плетенку и орнамент, напоминающий маски-личины Сака-чи-Альяна и сосуды из села
Вознесенского.
Истоки искусства малых народов Амура уходят в каменный
век. Там зародилась его богатая и своеобразная орнаментика, которая привлекла
внимание и Шренка и Лауфера в XIX веке и дошла до наших дней.
Не тысяча, а несколько тысяч лет и сотни поколений
сменяли друг друга, развивая и совершенствуя свою материальную и духовную
культуру.
"Выявить историческую специфику развития древних
культур Амура, — писал Окладников в одной из своих первых работ,
посвященных прошлому Приамурья, — проследить исторический путь носителей
этих культур — задача увлекательная и захватывающая. Она особенно интересна и
тем, что более глубокое изучение своеобразных древних культур Приамурья будет
содействовать преодолению ряда традиционных заблуждений, в первую очередь —
стремления преувеличивать культурные влияния, которые могли идти с юга, в том
числе из бассейна реки Желтой, со стороны древнеземледельческой цивилизации,
существовавшей в этом районе со времен неолита".
Работами археологов — Окладникова и его учеников —
было установлено, что на Амуре издавна кипела собственная культурная жизнь, шел
процесс развития местной, по-своему богатой и оригинальной культуры. Раскрылся
новый художественный мир, настолько своеобразный, полный такой могучей
творческой силы, что отныне уже нельзя сомневаться в его самостоятельности, в
его собственных исторических корнях. А заодно в том, что он занимал около 5000
лет тому назад в мировой истории искусства каменного века свое собственное
место наряду с другими, наиболее сильными и крупными в то время
культурно-историческими очагами. И кто знает, как далеко и как глубоко распространилось
влияние этой местной культуры не только на север, но и на юг?
Глубоко самобытная и оригинальная культура
неолитических племен Амура не исчезает бесследно, она продолжается и в
последующие времена. В раннем железном веке на обширных пространствах Амура и в
Приморье расселяются народы — их называют польцевскими племенами — потомки
людей эпохи неолита, которые оставили после себя многочисленные поселения и своего
рода "художественные галереи" каменного века. Раскапывая одно из поселений,
Окладников обнаружил модель костяного защитного щитка для большого кольца,
употребляющегося при стрельбе из лука, миниатюрную модель, имитирующую
лодку-берестянку, модель детской колыбели. Все эти изделия почти в неизменном
виде существовали у тунгусских народов вплоть до XX века. Это был путеводный
луч из далеких веков, который давал четкий ориентир в поисках истоков культуры
тунгусов, в том числе и нанайцев. В настоящее время собрано много фактов,
свидетельствующих о том, что на рубеже тысячелетий, к началу нашей эры на
территории Приамурья и Приморья формируется прочная этническая общность
тунгусских племен, которые в дальнейшем выступят на историческую арену
Восточной и Северной Азии как мощная политическая сила.
Летом 1954 года Алексей Павлович с группой студентов
начал свое путешествие от Сретенска с истоков Амура на большом рыбацком
карбасе.
Шилка быстро катила свои воды навстречу голубой
Аргуни, чтобы, слившись с ней, продолжать свой бег к океану. Карбас часто
приставал к берегу то в одном, то в другом месте, и нередко его пассажиры
возвращались с пристойной для археолога добычей. Тогда здесь устраивался
временный лагерь и все брались за лопаты. В один из июльских дней карбас
причалил в устье реки Половинки неподалеку от деревни Луженки. На склоне
береговой террасы сразу же стали попадаться черепки глиняной посуды, халцедоновые
пещеры. Наверху террасы были хорошо видны чашевидные западины — остатки котлованов
древних жилищ. В одном из них заложили раскоп. Жилище оказалось небольших
размеров, прямоугольное, с очагом в центре. На полу лежали остатки сгоревших
стен, столбов и нар. Жилище погибло от огня. Найти удалось сравнительно
немного: сосуды, наконечники стрел, ножи. Сосуды небольших размеров в виде ваз
с налепным по венчику валиком. Этот поселок, уничтоженный пожаром, вначале не
обратил на себя особого внимания. Но через несколько дней у деревни Усть-Черной
археологи наткнулись на высоком утесе на другой, обширный — он состоял некогда
из нескольких десятков полуземлянок — поселок, обнесенный валом и глубоким
рвом. При раскопках археологи нашли те же самые, что и в Луженках, сосуды с
налепным по венчику валиком. Одинаковыми по конструкции были и небольшие дома с
очагом в центральной части.
В шести километрах вверх по речке Черной поднимается
"Чудейский утес". Со стороны реки Черной и ее древних стариц он круто
обрывается, образуя отвесные склоны. Высота утеса около 30 метров. Внизу
раскинулась широкая долина, удобная для хлебопашества. На ровной вершине было
выкопано два глубоких рва и между ними возведен высокий вал. Внутри городища —
большое количество древних жилищ. Это городище принадлежало одному и тому же
народу, что и городище у деревни Усть-Черной и поселок в Луженках. По Шилке и в
верховьях Амура найдено было еще много поселений такого же типа.
Прошло несколько лет. Такие же памятники были
обнаружены и в Приморье и в Приамурье. Окладниковым было установлено, что в
начале нашей эры этот обширный край был заселен племенами, известными в
письменных хрониках Японии, Кореи и Китая под названием "мохэ". Они
делились на семь больших племенных группировок. Самая сильная и могущественная
называлась Чернореченской и расселялась по Амуру.
Мохзсцы занимались хлебопашеством. Землю пахали
плугом, для тягла использовали лошадей. Сеяли просо, пшеницу, а в Приморье
разводили рис, из которого делали вино и другие напитки. Занимались
скотоводством и охотой.
Охотились мохэсцы с луком и стрелами, отравленными
ядом. Яды, которые были настолько сильнодействующими, что даже малейшее ранение
стрелой было смертельным для человека или животного, готовили осенью!
Жили мохэсцы в небольших жилищах. Свои поселки они
строили обычно по берегам озер и рек. В Приамурье известно около сотни мохэских
поселений и могильников. На месте погребения они делали навесы, чтобы уберечь
его от дождя. Если люди умирали зимой или осенью, то трупы клали на деревья, а
рядом ставили капканы на соболей. Такой же обряд долгое время бытовал у многих
народов Севера вплоть до XIX века.
Большие мохэские могилы раскопаны на берегу Амура у
села Новопетровки, у села Троицкое на Зее и в селе Нейфельд Еврейской
автономной области.
Мохэ вели меновую торговлю с соседними странами, в том
числе с Китаем и Кореей. В обмен на железное оружие и инструменты, шкуры
горностаев, соболей, тигров, медведей, больших мохэских лошадей, панты, они
получали яшму, женьшень и другие товары.
У мохэсцев было богатое разнообразное и оригинальное
искусство. В их жилищах археологи часто находят скульптурки животных — лошадей,
баранов, свиней. В музеях Дальнего Востока имеется несколько бронзовых
всадников на лошадях. Удивительно, что эти рисунки точно копируют изображения,
которые нанесены на камнях у нанайского села Сакачи-Алян близ Хабаровска. На огромных
валунах рядом с рисунками каменного века выбиты целые сцены из жизни мохэсцев.
Здесь и великолепные картины облавной охоты, и стремительно мчащиеся лошади, и
реалистически изображенные тигры.
Мохэсцы объединились в военные союзы, имели своих
вождей. Среди других племен, живших на Востоке, они были самыми воинственными и
сильными. Мохэсцы посылали свои посольства не только в Китай и Корею, но и в
далекую Японию. Правители соседних стран пытались задобрить их дарами, чтобы
привлечь на свою сторону в борьбе с Китаем. Да; и южный могущественный сосед
был заинтересован в дружеских отношениях с "воинственными варварами",
как называли мохэсцев китайские летописцы. И не раз китайские императоры
откупались от них дорогими подарками — своего рода данью.
В седьмом веке мохэские племена ведут большую затяжную
войну в союзе с Кореей против Китая. Торговля с другими странами, военные
походы — все это быстро обогащало племенную верхушку и к V–VI векам относится интенсивная
классовая дифференциация мохэ. Приморские племена мохэ в конце VII века
основали первое на территории Дальнего Востока государство Бохай.
…Был тихий октябрьский вечер. На западе медленно
догорал закат. Изредка набегавший ветерок срывал с берез пожелтевшие листья, и
они еще долго шелестели в побуревшей траве. Мы в безмолвии стояли у подножия
знаменитой Горы-Шапки в шести километрах от села Пояркова. Сколько легенд и преданий
сложено об этом холме! В одной из них рассказывается, будто много сотен лет
назад сюда пришел великий полководец и приказал воинам построить большую
крепость. Люди носили землю в шапках и насыпали гигантский холм, а потом
вершину укрепили глубокими рвами и высокими валами. Отсюда и пошло название
"Гора-Шапка".
И действительно, среди скатерти-равнины одиноко
высится холм высотой до сорока и длиной около трехсот метров. А на вершине
темнеют грозные валы и рвы, некогда заполненные водой, остатки башен и жилищ.
Первые же шурфы, сделанные на вершине холма, говорили
о том, что крепость была разрушена. Кто же смог разрушить эту неприступную по
тем временам твердыню?..
|