НА
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ. КОНЕЦ ПУТИ
В начале следующей навигации В.А. Римский-Корсаков
получил назначение на должность командира учебно-артиллерийского корабля
"Прохор" и оставался в ней до начала 1860 года. По отзывам
сослуживцев, Воин Андреевич сумел хорошо организовать подготовку орудийных комендоров,
переходивших потом на другие суда Балтийского флота. В перерывах между двумя
кампаниями па "Прохоре", зимой 1858 года, Римский-Корсаков ездил в
Англию и Францию для знакомства с учебно-артиллерийскими кораблями этих стран и
системой подготовки артиллерийских офицеров. Критически относясь к иностранному
опыту, он старался подметить все полезное, передовое. Впечатления этой поездки
нашли отражение в специальной статье, также опубликованной в одном из номеров
"Морского сборника".
В феврале 1860 года Воин Андреевич, к тому времени уже
капитан первого ранга, получил новое назначение. Он становится начальником
штаба главного командира Кронштадтского порта.
В то время Россия вступала в полосу буржуазных реформ.
Готовилась отмена крепостного права. Недавнее поражение в Крымской войне
наглядно продемонстрировало несостоятельность громоздкой военной машины Российской
империи, оснащенной устаревшей техникой, располагавшей не менее устаревшей
системой комплектования и подготовки кадров. Жизнь требовала серьезных перемен
и в армии.
За время длительного плавания В.А. Римский-Корсаков
смог наглядно убедиться в этом. Он также понимал, что наступал конец истории
парусного флота и начиналась ера флота парового, выдвигавшая свои требования.
Воин Андреевич принадлежал к тем передовым деятелям
русского флота, которые горячо ратовали за необходимость прогрессивных перемен,
отвечавших духу времени, таких, как оснащение военно-морских сил более
передовой техникой, коренное улучшение системы военно-морского образования,
предоставление доступа в учебные заведения и офицерскую среду не только дворянам,
но и разночинным слоям, отмена бессмысленной муштры и сокращение срока службы
для нижних чинов. В июньском номере "Морского сборника" за 1860 год
была опубликована статья Воина Андреевича "О морском воспитании",
суммировавшая передовые взгляды на проблему подготовки морских офицеров.
В.А. Римский-Корсаков считал необходимым с первых же
классов воспитывать убежденную любовь к флотской службе, чувство коллективизма,
товарищества, самостоятельности. И делать это в море, на учебном корабле. Он писал:
"Руководствуясь примером корпусных фрегатов, не мешает, чтобы часы еды и
отдыха установлены были по морскому; даже артельная миска и деревянная ложка
ничему бы не вредили, а между тем это избавило бы от посудного хлама и убавило
прислуги.
Команды на этом судне следовало бы иметь не более
того, сколько нужно для содержания всего в чистоте без участия воспитанников.
Команда должна бы состоять из бывалых, хорошего поведения матросов, которые при
случае могли показать воспитанникам — как управиться со шлюпкой, как закинуть
сеть, как вымыть ружье и проч.".
В этом высказывании отчетливо улавливается главная
мысль Воина Андреевича. Будущий офицер не должен чувствовать себя на корабле
белоручкой, отделенным стеною сословных предрассудков от нижних чинов. Все чины
экипажа, офицеры и матросы составляют единый дружный коллектив, разделяющий
общие тяготы службы.
Воин Андреевич — противник мелочного и сурового
надзора за воспитанниками: "Совершенно без надзора нельзя оставлять
мальчиков, особенно в большой массе; но мне кажется, что с терпением и умением
можно устроить этот надзор так, чтобы он не тяготел над ними, а именно заставил
их самих надзирать за собой". Необходимо, считает Римский-Корсаков, учитывать
индивидуальные качества воспитанников, считаясь с их интересами. Серьезное внимание
автор статьи обращает на личность преподавателя-воспитателя, обязанного знать
свой предмет, расширять кругозор и знания: "Плохо, если он остановится на
том, что приобрел однажды 'в офицерском классе, и, составив однажды навсегда
программу своих лекций, будет твердить из года в год одно и то же. Такой
преподаватель, значит, не интересуется своею наукой и, следовательно, и не
может заинтересовать ею воспитанников".
Интересны соображения автора относительно выпускных
экзаменов, которые никоим образом не должны превращаться в формальный акт.
Училище, по мнению Воина Андреевича, не выучивает человека окончательно, не
делает из него готового моряка. Воспитание и образование должны завершаться в
процессе дальнейшей службы. Сам Римский-Корсаков подавал пример постоянной и
неутомимой жажды знаний, вечного трудолюбия, продолжая заниматься
самообразованием и в зрелом возрасте. Далее автор предлагает, чтобы произведенный
в чин лейтенанта держал экзамен на старшего офицера в стенах Морской академии.
Успешная сдача экзамена открывала бы наиболее подготовленным и способным
морякам путь к старшей командной должности. Это радикальное предложение было
направлено против укоренившейся практики, когда нередко малоспособные, но
родовитые, с влиятельными связями лица продвигались в чинах и рангах.
Последние десять лет своей жизни В.А. Римский-Корсаков
возглавлял Морской кадетский корпус, преобразованный в училище. В этом главном
учебном заведении российского флота мало что изменилось с тех пор, как он сам
покинул его стены. Не рискнул на радикальные перемены даже такой из его
предшественников, опытный служака и мореплаватель, как дядюшка Николай
Петрович. В корпусных коридорах все так же дрались смертным боем кадеты.
Сильный истязал слабого. Унтер-офицеры щедро раздавали подзатыльники и
зуботычины. Процветала строевая муштра, а общеобразовательная подготовка
оставляла желать лучшего.
Будучи директором корпуса, а затем училища,
произведенный в 1865 году в контр-адмиралы, В.А. Римский-Корсаков оставил яркий
след в развитии русского военно-морского образования. В педагогической
деятельности Воин Андреевич смог опереться на свой богатый жизненный опыт, опыт
мореплавателя-исследователя. Он стремился дать будущим морским офицерам
серьезные и систематические знания, общие и специальные, расширить их кругозор.
По инициативе Воина Андреевича в программу учебных занятий включались практика
по постройке шлюпок, инструментальные съемки. Для обучения артиллерийским
навыкам привлекалась батарея из нескольких орудий. В Центральном
государственном военно-морском архиве сохранились любопытные документы,
свидетельствующие о том, что директор училища предусматривал для воспитанников
учебные экскурсии в музей Горного института, Адмиралтейство, мастерские
Петербургского порта, газовый завод, на промышленную выставку, выставку
Академии художеств и в Пулковскую обсерваторию.
Стремясь покончить с царившим в корпусе солдафонством
и муштрой, В.А. Римский-Корсаков упразднил институт унтер-офицеров и возложил
всю ответственность за порядки в ротах на дежурных кадетов. "Неотступный
прежний надзор заменен взаимным доверием, и эта система в два года так преобразила
кадет, что их узнать нельзя", — писал Воин Андреевич младшему брату.
Значительно улучшилось содержание офицеров, служивших в училище.
Несомненно, В.А. Римский-Корсаков оказал прямое
влияние на выработку новых правил приема в Морской корпус, если сам не был их
инициатором. До этого корпус был сословно-привилегированным военным учебным
заведением, доступным лишь для сыновей потомственных дворян. Теперь же могли
приниматься и дети старших офицеров и гражданских чиновников, независимо от их
происхождения, а также потомственных почетных граждан. К последней категории
могли относиться некоторые категории недворянской интеллигенции. Новые правила
несколько демократизировали контингент учащихся и способствовали проникновению
в корпус демократических настроений.
|