Площадь Декабристов
Иркутская губерния при царизме была одним из мест политической каторги и ссылки. Еще в 1649 году «Уложение» царя Алексея Михайловича установило ссылку «На житье на Лену». Массовая же политическая ссылка в Сибирь началась с XIX века. Казнями, тюрьмами, каторгой и ссылкой царские сатрапы пытались подавить революционное движение, но оно не утихало, а с каждым годом усиливалось. Большой след в культурном и общественном развитии Сибири оставили политические ссыльные... «Залетными птицами» называл их иркутский писатель Федоров-Омулевский.
Сибиряки сберегли их имена. Имена тех, кто сеял в народе разумное, доброе, вечное. Особенно глубокий след оставили декабристы.
Первая партия декабристов прибыла в Иркутск 25 августа 1826 года. Это были Сергей Трубецкой, Евгений Оболенский, Артамон Муравьев, Василий Давыдов, Александр Якубович, Сергей Волконский, Андрей и Петр Борисовы. Прибыли в кандалах и в сопровождении жандармов. При въезде в город у Московских ворот толпа иркутян радушно встретила декабристов. Здесь они пробыли всего несколько дней. Поскольку мерой наказания этой группе декабристов значилась каторга, их определили на ближайшие в Иркутску заводы. Так, Якубович и Оболенский работали на Усольском солеваренном заводе, Волконский и Трубецкой — на Николаевском железоделательном, Давыдов, братья Борисовы и А. Муравьев — на Александровском винокуренном заводе. Везде был тяжелый каторжный труд. Но для царя Николая I и это наказание для «смутьян» показалось мягким. В октябре того же года последовало его распоряжение отправить всех декабристов, осужденных на каторгу, в Забайкалье, на рудники Нерчинского горного округа. Там, как писал декабрист В. И. Штейнгель, «совершенно темные камеры, железные запоры, четырехсаженный тын, не допускающий ничего видеть, кроме неба, должны были ужаснуть каждого».
За некоторыми декабристами на каторгу последовали их жены: они стремились открыто выразить протест против жестокого приговора царизма, а также облегчить участь своих мужей.
Первой в Иркутск приехала Е. И. Трубецкая. В доме иркутского головы Е. А. Кузнецова, по улице Шелашниковской, она прожила четыре месяца и добилась разрешения выехать к мужу на Нерчинские рудники. В этом же доме на пути в Забайкалье, останавливались Волконская, А. Г. Муравьева... Через Иркутск последовали также М. К. Юшневская, Е. Р1 Нарышкина, П. Е. Анненкова, Н. Д. Фон-Визина, Ентальцева, А. И. Давыдова и другие.
Мужественный подвиг этих женщин-героинь описал Н. А. Некрасов » поэме «Русские женщины».
В середине 30-х годов окончился срок каторги декабристов. Их стали отправлять на поселения в различные места щеточной Сибири. Постепенно вокруг Иркутска обрзовалась колония декабристов, в городе им не разрешалось селиться. В деревне Малой Разводной жили А. Юшневский, А. 3. Муравьев и братья П. и А. Борисовы, в Урике —М. С Лунин, С.Г.Волконский, Ф.Б.Вольф, братья А. М. и Н. М. Муравьевы и А. Н. Панов, в Оеке —С. П. Трубецкой, Ф.Ф. Вадковский, в Усть-Куде — братья А.В. и И.В. Поджио, П.А. Муханов, А. Н. Сутгоф, в Олонках —В.Ф. Раевский, в Смоленщине —В. А. Бечаснов.
Декабристы быстро нашли общий язык с крестьянами, сдружились с ними. Вместе они обсуждали меры по улучшению хозяйства, опираясь на достижения агрономической науки. Вводили новые культуры, внедряли овощи, возводили сады, учили этому крестьян. Так декабрист К. П. Торсон устроил молотильную машину, В. А. Бечаснов организовал в Смоленщине маслобойку. Новые книги, журналы по агрономии, другую литературу, а также оборудование и деньги декабристы получали от своих российских родственников.
С декабристами началось благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири. Они развернули огромную культурно-просветительную работу, зарекомендовали себя прекрасными педагогами, учили детей математике, естествознанию, русскому и иностранным языкам); музыке и рисованию.
|