...Уже в 10 часов вечера того же 28 сентября Чернышевский вновь в сопровождении жандармов мчался в повозке теперь по сибирскому тракту...
Это был четвертый подневольный приезд Чернышевского в Иркутск. Первый раз он прибыл сюда 2 июля 1864 года, направляясь в сопровождении жандармов на семилетнюю каторгу...
Н. Г. Чернышевский родился в Саратове в 1828 году. Его отец — выходец из крепостных, человек высококультурный, настроенный весьма демократически — сумел привить сыну горячую любовь к книгам, занятиям и пробудить его необыкновенные лингвистические способности, В 18 лет, в момент поступления в Петербургский университет, Николай Гаврилович знал одиннадцать языков. Студенческие годы стали, временем коренной переоценки мировоззрения Чернышевского. Он понял гнусную российскую действительность, увидел страдания людей. Еще студентом университета Чернышевский писал в дневнике: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее...»
После окончания университета Чернышевский некоторое время был учителем у себя на родине, потом переехал в столицу, начал сотрудничать в журналах. Наиболее его активная деятельность развернулась в журнале «Современник», впоследствии он стал его редактором. Чернышевский сплачивал вокруг журнала все революционные силы России; он стал их идейным вдохновителем и вождем.
Революционные демократы развернули свою деятельность и в других городах империи. В эти годы выкристаллизовывается мировоззрение Н. Г. Чернышевского. В своих поисках он опирался в основном на те же идейные источники, которые привели Маркса и Энгельса к материалистическому объяснению исторического процесса, к открытию закона развития человеческого общества. Чернышевский также критически переосмыслил немецкую классическую философию, английскую классическую политэкономию, западный утопический социализм и делал из них, вопреки авторам, революционные выводы. В то время как капитализм в России пускал лишь первые корни, Чернышевский понял его звериный, эксплуататорский характер, сумел увидеть защитников — либералов. К. Маркс в «Капитале» дал высокую оценку Чернышевскому как экономисту и критику капитализма, указав, что «банкротство буржуазной политической экономии... мастерски показал... великий ученый и критик Н. Чернышевский».
В. И. Ленин, характеризуя роль и значение Чернышевского в революционном движении, писал; «Чернышевский был гораздо более последовательным и боевые демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы... Он был замечательным глубоким критиком капитализма, несмотря на свой утопический социализм».
Н. Г. Чернышевский, также как и А. И. Герцен, вплотную подошел к марксизму, но не смог подняться до его теоретических высот в силу экономической отсталости России, отсутствия в стране пролетариата как самостоятельного, организованного класса и непонимания его исторической роли. Поэтому-то революционные демократы оставались идеологами русского крестьянства и их путь к социализму был утопическим — через сельские общины.
Таковы в общих чертах особенности мировоззрения вождя революционной демократии в России Н. Г. Чернышевского, выдвинувшего его в число крупнейших мыслителей своего времени.
Особенно революционно-бунтарское направление принял «Современник» после обнародования царского манифеста 19 февраля 1861 года о так называемом «освобождении» крестьян. Статьи журнала разоблачали грабительский характер реформы, говорили, что она проводится в интересах помещиков.
Поводом для ареста Н. Г. Чернышевского послужила его прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Она прямо призывала крестьян к восстанию.
7 июля 1862 года Чернышевский был заключен в камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Следствие тянулось почти два года. Но и в тюрьме Н. Г. Чернышевский не собирался складывать оружие. В литературной и научной деятельности он проявил титаническую работоспособность. Николай Гаврилович написал свыше 200 авторских листов различного текста, среди них знаменитый роман «Что делать?» По случайному недосмотру следственной комиссии и цензуры он был передан Н. А. Некрасову и напечатан в «Современнике». Этот роман о новых людях буквально потряс всю читающую Россию. Он стал как бы моральным и политическим завещанием автора, его наказом современным и новым поколениям революционеров.
7 февраля 1864 года Чернышевский был приговорен сенатом «За злоумышление к ниспровержению существующего порядка» к лишению всех прав состояния, ссылке на каторжные работы сроком на 14 лет и пожизненному поселению в Сибири.
|