Иосиф Уткин выступал с
публицистическими стихами и в губернской газете «Власть труда», в поэтических
сборниках, которые издавались в Иркутске, в журнале «Сибирские огни», а также
на страницах центральных газет и журналов. Он писал о Ленине, о первых
советских летчиках, молодых рабочих, о беспризорниках.
С конца 1924 года поэт,
теперь уже коммунист, живет в Москве, учится в Коммунистическом институте
журналистики. И. Уткину хватило и упорства, и таланта, чтобы рядом с С.
Есениным, В. Маяковским, Н. Асеевым за
небольшое время добиться небывалого успеха. В начале 1925 года неизвестный юный
поэт И. Уткин на небольшой эстраде читал свою поэму «Повесть о рыжем Мотэле».
Достоинство поэмы сразу оценил присутствовавший на вечере всегда сдержанный
на похвалу В. Маяковский.
...«Уткин дочитал поэму
до конца и был награжден восторженными аплодисментами аудитории,— вспоминал
один из современников. — Широким шагом Маяковский пересек сцену и дружески, от
всей души пожал руку молодому поэту.
— Замечательно, товарищ
Уткин, — громко поздравил он...»
Творчество Уткина
получило высокую оценку наркома просвещения А. В. Луначарского. Он ему посвятил
три статьи.
«Вместе с комсомолом
можно поздравить русскую литературу с появлением первых произведений Иосифа
Уткина, — писал Луначарский в 1925 году. — Мы имеем в его лице настоящего
поэта... Он никогда не шокирует вас угловатыми и барабанными ритмами, сухой
метрикой, он всегда остается мелодичным. Я почти не знаю этого юношу, но для
меня ясно, что указанная выше настроенность его стихотворений не случайна, не
празднична, что она получается от общей настроенности всего его сознания,
всей его психической жизни, которую поэтому-то и называют поэтической.
...Там, где обе эти ноты
— сознание революционного долга... и сердечной нежности — соединяются в один
аккорд, получается особенно очаровательная музыка». Луначарский сравнивал
поэзию Уткина с «первой песней подснежника, сопровождающей успешное закладывание
фундамента социалистического строя».
В 1927 году Уткин
окончил Коммунистический институт журналистики. В том же году выходит в свет
его «Первая книга стихов». Поэт работал в «Комсомольской правде», потом
руководил группой молодых поэтов в Гослитиздате. Многие поэты, в том числе М.
Светлов, Э. Багрицкий, А. Жаров, В. Гусев обязаны И. Уткину поддержкой, добрым
советом и первыми принесшими им успех публикациями.
Но главным для И.
Уткина всегда оставалось творчество. В те годы он много печатался. (При жизни вышло свыше
30 сборников его стихов.) О поэзии Уткина с похвалой
отзывались Н. Асеев, («Честное слово, он... великолепный поэт»), И.
Сельвинский, М. Горький. В одном из своих писем из Сорренто в 1928 году Алексей
Максимович писал: «Сейчас у меня живут
три поэта: Уткин, Жаров, Безыменский. Талантливы. Особенно первый». Одно из
сильных произведений Уткина тридцатых годов — «Комсомольская песня».
Ее распевала молодежь всей страны.
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом
блюдце.
Блестели зубы
У него.
Над ним неделю измывался
Японский офицер в тюрьме,
А он все время улыбался:
Мол, ничего «не понимэ».
К нему водили мать из
дому.
Водили раз,
Водили пять.
А он: «Мы вовсе незнакомы!..»
И улыбается опять.
Ему японская «микада»
Грозит, кричит:
«Признайся сам!..»
И били мальчика
прикладом
По знаменитым жемчугам.
Но комсомольцы
На допросе
Не трусят
И не говорят!
Недаром красный орден
носят
Они пятнадцать лет
подряд.
...Когда смолкает
город сонный
И на дела выходит вор,
В одной рубашке и в
кальсонах
Его ввели в тюремный
двор.
Но коммунисты
На расстреле
Не опускают в землю
глаз!
Недаром люди песни пели
И детям говорят про нас.
И он погиб, судьбу
приемля,
Как подобает молодым,
Лицом вперед,
Обнявши землю,
|