БУРНЫЙ КАЗЫР
Мысль побывать в Саянах, огромном горнотаежном массиве, расположенном на юге Сибири между Алтаем и озером Байкал, зародилась у меня впервые в 1958 году, когда я прочитал книгу Г. А. Федосеева «Мы идем по Восточному Саяну».
Судьба людей из экспедиции, приключения, которые они пережили, обилие встреч с хищниками, все это заинтересовало меня и навлекло на мысль об организации очередного летнего путешествия в этот интересный край.
Для первого похода избрали Казыр. Это самая мощная из восточносаянских рек, пересекающая горы на большом протяжении. Смущало только одно: можно ли по этой реке плыть? Федосеев, посетивший ее верховья, в своей книге писал:
«…Казыр, страшно смотреть как скачет он по крутым валунам, сжимаясь в узких берегах и низвергая все, что попытается помериться с ним силой. Удивительно, как ни надоест ему сокрушительный бег, рев и вечная злоба…».
Желание побывать в этом необжитом углу страны, жажда охотничьих приключений давили сомнения. Решено!
Первым человеком, который увлекся этой идеей, был мой товарищ и сослуживец Вениамин Глебов. Возможность совершить интересный поход «в духе Джека Лондона» по краю, в котором на сотни километров нет людей, — разве это не достаточно увлекательная перспектива? Друг даже дал шутливую подписку:
«…Обязуюсь участвовать в 1959 году в походе по Саянам. Решение мое окончательное и обжалованию не подлежит. Дано в трезвом виде, здравом уме и памяти…»
Началась предпоходная переписка и подготовка…
В сентябре пришел ответ из Верхней Гутары. Сельсовет сообщал:
«Ежегодно к нам приезжают туристы для изучения нашей местности. Сообщение с нами только самолетами, которые летают из Нижнеудинска. По нашим рекам плавают, в большинстве, на плотах, с мая по октябрь. Некоторые туристы привозили с собой резиновые лодки, но, по-видимому, ими не пользовались. Проводника и оленей сможете нанять в нашем колхозе… Приезжайте и посмотрите наши Саяны. В 1959 году ждем всех вас в Верхней Гутаре…».
Удивительное совпадение произошло в первых числах марта.
Во время одного довольно скучного собрания из задних рядов мне передали газету «Комсомольская правда» за 1 марта 1959 года. В ней была помещена документальная повесть Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы».
Оказывается, еще в 1942 году, точно по маршруту, который запланировали мы, двигалась экспедиция изыскателей, определявшая возможность строительства железной дороги Абакан — Нижнеудинск. Члены экспедиции Александр Кошурников, Алексей Журавлев, Константин Стофато погибли…
16 мая 1959 года мы выехали из Архангельска, имея 140 кг груза.
В составе нашего маленького отряда три человека. Самому младшему из нас, Володе Дворкину, — высокому, крепко сложенному парню, — 24 года, старшему, то есть мне, — 31 год.
Из Нижнеудинска вылетели утром. При перелете через горы наш «АН-2» около часа сильно болтало, и вот, наконец, мы увидели небольшой поселок на берегу реки. Это последний населенный пункт на нашем пути. Его коренные жители — тофалары, или тофы — малочисленная народность, живущая в Саянских горах.
Самолет ложится в глубокий вираж. Под крылом наклонившаяся земля, все увеличивающиеся квадраты строений, а в стороне — правильный прямоугольник, как мы узнали впоследствии, — питомник серебристых лисиц.
Наконец колеса плавно коснулись поверхности зеленого луга. Мы на месте. Сегодня 23 мая.
|