К ВЕРХОВЬЯМ КИЗИРА
Подготовку третьего похода я начал с декабря 1960
года, решив пройти во время очередного весеннего отпуска по Кизиру, подняться
вверх до устья Кинзелюка, а затем самосплавом спуститься вниз по течению. В
бассейне этой реки в свое время работала известная экспедиция Г. А. Федосеева.
И вот, когда уже, казалось, все было готово к отъезду,
обоих моих товарищей неожиданно отправили в командировку. Отпуск начинался, и я
решил ехать один, рассчитывая на помощь местных жителей.
О возможности подъема по Кизиру на моторке я запросил
несколько местных сельсоветов. Из Кордовского ответили:
«По рассказам охотников и рыбаков, бывавших в
верховьях Кизира, расстояние от Кордово до Кинзелюка около 250 км. Подъем
значительно усложняется после речки Шинда. Пять порогов и четыре шиверы
приходится обносить сухопутьем. Обнос одного из таких порогов — 500
метров. Моторных лодок у жителей Кордово много, так что договориться можно.
Председатель с/с П. Рашупкина».
Судя по книге «Мы идем по Восточному Саяну»
Г. А. Федосеева, Кизир особенно опасен в период весеннего паводка.
Его русло засорено огромными камнями, завалами. И вот предстояло пройти реку,
которая по своей мощности занимает в Восточных Саянах второе место после
Казыра.
Из Ачинска выехал 7 мая. На пути бескрайняя степь и
пологие холмы. Растительности почти нет.
Поезд то и дело ныряет в туннели, и тогда купе вагона
погружается в полную темноту. Чем ближе к городу, тем выше и лесистее холмы и
горы.
Абакан мне понравился. Чистый, хорошо спланированный
современный город. От вокзала уходит много автобусов на ближние и дальние
расстояния, например, в Туву, на Кызыл.
Из Абакана за 30 минут перелетел на АН-2 в Курагино, а
затем на рейсовом автобусе доехал до Кордово. Дорога здесь не из лучших, зато
почти все время идет в непосредственной близости от насыпи строящейся железной
дороги Абакан — Тайшет. Уже через год-два в Кордово можно будет ездить поездом
прямо из Абакана. До Курагино же уже и сейчас ходит товарняк.
Чем ближе к Кордово, тем типичнее саянские виды —
крутые, покрытые густой тайгой холмы.
Утром 10 мая на моторке местного жителя я добрался до
Зимовья, где по словам П. Рашупкиной, можно было найти людей, которые
согласились бы уйти со мной в путешествие. Зимовье и расположенный в километре
от него поселок Усть-Джеб — последние населенные пункты, выдвинутые в
сторону верховьев Кизира. Они уже находятся в достаточно глухой местности, где
можно интересно поохотиться.
В Зимовье я привез рекомендательное письмо Рашупкиной,
содержащее просьбу помочь мне найти владельца лодки, который согласился бы
принять участие в походе. На переговоры ушло полдня. Приходили люди, расспрашивали
о походах по Центральному Саяну, тофаларах, беседовали. Владелец моторки Олег
Воинов в конце концов согласился. Оставалось найти еще одного: вдвоем моторку и
грузы вокруг порогов не обтащить. Поплыли в Усть-Джеб к товарищу Олега, Георгию
Спиридонову. Через полчаса нас стало трое. Мои спутники промысловики-охотники,
но сейчас они свободны.
Теперь уже ничто не могло помешать нам начать поход.
Необходимо, правда, еще обзавестись чуть ли не сотней литров бензина, проверить
мотор и запасные части, докупить продуктов и, самое главное, починить моторку.
Она, откровенно говоря, для такого плавания не подходит. Слишком мала, вся в
трещинах и проволочных скрепках. «Как бы не переломило ее валом, — озабоченно
вздыхает Олег (валом он называет волны в шиверах), — и борта у нее
низкие».
Однако делать нечего. Приходится довольствоваться этой
ненадежной посудиной.
Вышли в середине дня. Моторка с ревом развернулась у
берега и набрала скорость. Эта легкая лодчонка с узким и длинным корпусом при
десятисильном моторе «Москва» даже против течения способна развить скорость
около десяти километров в час.
|