Вблизи истока Кальджира было много аулов рода
Кожембет. Это были горцы Южного Алтая, выходившие на равнины Зайсана только на
короткое время, чтобы скосить хлеб на маленьких пашнях. Их зимовки находились высоко
в горах: они занимались рыболовством в реке. Путешественники видели ловлю,
происходившую каждый вечер. Собиралось человек 50 взрослых и детей, верхом на
быках. Это были представители от всех семейств рода. Они привезли с собой два
общественные невода. Почти все верховые заехали в реку значительно ниже ее
истока из озера и криками и горящими головнями начали гнать рыбу вверх но реке
к истоку, загороженного у неводами. Затем заполненные невода вытаскивали и
складывали рыбу в общую кучу. Закидывание невода и загон рыбы повторялись
несколько раз, так что шум и крики продолжались всю ночь. На рассвете начался
дележ рыбы; все участники лова сели на землю замкнутым кругом вокруг кучи;
каждый держал в руках раскрытый мешок. Возле кучи сели два избранных
делильщика, спиной друг к другу. Они разбросали по мешкам сначала крупную рыбу,
по две штуки каждому, затем среднюю и, наконец, мелкую, пока не поделили всю
кучу.
Кроме этого ночного общественного лова днем происходил
еще частный лов острогой. Киргизы разъезжали верхом по реке или, раздевшись,
бродили вдоль берега и кололи рыбу острогой.
Кожембетцы летом питались исключительно рыбой, а
молоко копили к зиме в виде консервов, известных вообще у киргиза под названием
ирюмчика и крута. У каждой юрты были устроены полати из цыновок, сплетенные из
чия, подпертых палками. На них сушился сыр в маленьких колобках.
Другие виды ловли кожембетцам были неизвестны. Сетей
они не ставили, лодок не имели. Это делало для них недоступным рыбное богатство
самого озера; практиковавшаяся ими ловля в истоке реки как крупной, так и
мелкой рыбы грозила истреблением рода форелей.
После ухода киргизов с берегов озера в нижние долины
гор Алтая на зимовки Марка-куль посещался крестьянами из деревень,
расположенных на реках Нарыме и Бухтарме к северу от хребта Нарымского,
отделяющего эти реки от озера. Они приезжали, неводили; засолив рыбу,
складывали ее в переметные сумы и увозили — каждый по две навьюченные лошади.
По словам Потанина, озеро посещалось и русскими
торговцами, казаками и татарами для меновой торговли с кожембетцами. Последние
так нуждались в русских тканях, что казаки экспедиции очень выгодно сбыли им не
только все свои запасные рубахи и штаны, но и старые носовые платки, онучи и
тряпки; в конце концов они остались при одной смене нижнего белья. Тем не
менее, когда начальник запретил казакам торговать, кожембетцы, стали так резко
выражать свое неудовольствие, что пришлось позволить им продолжать мену. Насколько
выгодна была здесь торговля, видно из следующего примера, приведенного Потаниным:
казак Насонов в два лета сбыл кожембетцам русских товаров на 10 000 рублей, а в
обмен вывез местных произведений на 20 000.
Кожембетцы были так напуганы военным конвоем, что не
верили в мирные задачи путешественников. Из окрестностей собрались влиятельные
лица и в течение трех дней обсуждали, встретить ли членов экспедиции дружелюбно
или выразить им свое неудовольствие. Поэтому три дня на стоянку экспедиции
приходили только простые киргизы. Только на четвертый день ее стали постепенно
посещать более почетные лица с подарками в виде баранов и кумыса; последнего
привезли по крайней мере бочку.
Позже всех прибыли дети умершего султана Кулика,
пользовавшегося большим уважением в крае. Его старший сын, человек лет за 40,
высокого роста, был необыкновенно тучен; говорили, что в его табунах была
только одна лошадь, которая могла нести его. Он был одет в синий халат с
красными шнурами на груди и походил на старинного венгерского магната.
Тана придавал большое значение посещению этих
султанов. Он выпросил в соседних аулах чистую юрту для приема гостей и на
следующий день устроил в ней большое угощение. Закололи несколько баранов.
Алтпыс, собственный повар Таны, хлопотал у котлов. Когда мясо сварилось, Тана
распорядился, чтобы лучшие куски были разложены на деревянные блюда,
предназначенные для наиболее почетных гостей. По знаку Таны в юрту направилась
процессия с подарками. Впереди шел Мамын, мулла и русский переводчик Таны. Он
нес на подносе подарки старшему сыну Кулика — кусок красного сукна и полголовы
сахару. За ним шел другой киргиз с подарками для других лиц. Все было разложено
так, чтобы яркость и пестрота красок поразили толпу кожембетцев, мимо которых
шла процессия. Около 10 человек понесли в юрту блюда с мясом
В другие дни Тана разбирал спорные дела кожембетцев,
их тяжбы из-за кочевьев. Местные султаны дорожили знаниями и беспристрастием
Таны и не отпускали его до окончания дел.
|