31 мая экспедиция покинула озеро и поднялась на горы
Сары-тау, расположенные к западу от него. Пересекали горные долины, в которых было
много аулов кожембетцев. В одном месте члены экспедиции видели врытые в землю
две фигуры, высеченные из гранита. Это были каменные бабы, как их называют,
позже попадавшиеся Григорию Николаевичу очень часто в Монголии. Они встречаются
также на Украине, в Галиции и в Пруссии. Это грубо сделанные из разных пород
камня статуи величиной от 0.7 до 3.5 метра, изображающие преимущественно
женщин, сидящих или стоящих, одетых или голых. На мужских статуях можно
различить оружие — лук, колчан, топор, кинжал. На женских статуях различимы
серьги, браслеты, ожерелья. Иногда изваяна только голова, а остальная часть
камня не отделана; иногда, наоборот, все туловище изваяно, а черты лица
отсутствуют или едва заметны. Эти изваяния принадлежат исчезнувшим народам.
Они, провидимому, представляли намогильные памятники и имели различные знаки.
Экспедиция провела несколько дней вблизи подножия
главной вершины Сары-тау. Струве поднимался на нее пять раз, Потанин — два
раза, один раз пешком. Вершина плоская, на нее можно подняться на лошади,
особенно с северной стороны. Снег лежал в немногих местах, обращенных к северу,
и сильно таял. На южном склоне Григорий Николаевич отметил параллельные ряды обломков
гранита, представляющие, по-видимому, морены ледников, когда-то спускавшихся с
этой вершины. Вершина достигает 2700 метров абс. высоты. С нее открывался
обширный вид на долину реки Курчум и Нарымский хребет на севере, озеро
Марка-куль на востоке, горы Сары-Тарбагатай и долину Черного Иртыша на юге, где
вдали виднелся даже Саур с его вечными снегами и ледниками.
На вершине Сары-тау при ясном небе погода была
сносная; но часто здесь и летом свирепствовали бураны. Даже на стоянке
экспедиции у подножья Сары-тау иногда приходилось надевать шубы и греться у
огня. Несмотря на суровый климат, киргизы проводили на альпийских лугах все
лето.
К стоянке экспедиции вскоре прикочевал аул
Мухаммед-султана, и Струве послал ему, по степному обычаю, в подарок дорогую
саблю. Распространенный среди киргизов старинный обычай подарков русские
чиновники широко использовали как легальную форму для внедрения взяточничества.
Так, в некоторых местах они способствовали тому, что киргизы ввели в обычай
приветствовать назначение нового начальника поднесением ему подарка в 400—600
рублей.
6 июня экспедиция оставила Сары-тау, спустилась через
бассейн реки Кальджир в предгорья к реке Калгутты, затем в степи подножия
Сары-тау, 13 июня прибыла к озеру Зайсан-нор и закончила путешествие в г.
Кокбекты.
Григорий Николаевич выяснил, что в песчаной степи к
северу от озера еще попадаются куланы и сайги, особенно на солончаках. В архиве
управления области сибирских киргизов он нашел указания, что еще в половине
XVIII века куланы были распространены гораздо севернее и что киргизские
охотники нередко переходили на правый берег р. Иртыша партиями до 15 человек,
чтобы добывать куланов в степи за Иртышской и даже за Горькой линией станиц.
Вернувшись в Усть-Каменогорск, Потанин занялся
описанием своего путешествия. Но уже в начале 1864 г. он поехал опять на озеро
Зайсан-нор. В день выезда он попал в буран, заставивший его вернуться в город,
так как за три часа удалось проехать только 8 километров. На следующий день он
видел доказательства силы бурана. Все долины были заполнены снегом и казались
не очень глубокими. Верстовые столбы были занесены до верхушки. Но на южном склоне
Калбинского хребта, через который он ехал, снега почти не было, и стада паслись
по долинам. Этот хребет вообще славился зимними бурями, и проезжающим иногда
приходилось сидеть целые недели на пикетах (станциях) в ожидании хорошей
погоды.
Потанин хотел посмотреть на Зайсан-норе зимний лов
рыбы, но в Кокбектах он узнал, что первый лов кончился, и ему пришлось собирать
сведения о нем у казаков этого городка, которые ловили рыбу сетями и крючками
со льда в начале и в конце зимы. Он все-таки поехал к озеру, чтобы наблюдать
искусство киргизских рыболовов, которые ловили в течение всей зимы. По дороге
он встречал казацкие обозы с рыбой первого лова. Обычно к этому времени казаки
привозили с собой разные товары, которые с большой выгодой для себя выменивали
у киргизов на рыбу, продукты скотоводства и даже земледелия.
|