Глава VIII. ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО
МОНГОЛИИ (1876—1877)
Состав экспедиции. Долина Черного
Иртыша. Предгорья Алтая. Монастырь Цаган-гэгэна. Монгольское обо. Сеноставки.
Озеро Даин-гол. Плоскогорье. Ночная буря. Зимовка в г. Кобдо. Китайские жилища.
Праздник Эрли-хана. Долина Дзерге. Переход через Алтай. Джунгар- ская Гоби.
Оазис Хами. Второй переход через Гоби. Цепи Алтая. Улясутай. Высокий курорт.
Нагорье Хангай. Озеро Косогол. Путь в Улангом. Склады полевок. Долина реки Тес.
Конокрады. Озеро Убса и монастырь Улангом. Путь в Кобдо и Кош-агач. Фазаны и
сеноставки
Второе путешествие Потанина имело задачей изучение
природы и населения северо-западной Монголии, известной в то время еще очень
мало, несмотря на то, что эта страна примыкает к южной Сибири и легко доступна.
Путешествие началось в г. Зайсане, расположенном у подножия хребта Саур к
востоку от озера Зайсан-нор, знакомого Потанину по первому путешествию. В июле
1876 г. здесь собрались все члены экспедиции: Потанин с женой, которая решилась
сопровождать его и помогать в работе, топограф Рафаилов, кандидат университета
Позднеев, знавший монгольский язык и имевший задачей изучение быта и обычаев
монголов, охотник студент Березовский и чучельщик Коломийцев. При топографе,
для помощи в съемках, ехали два казака. Экспедиция имела палатки и все походное
снаряжение, верховых лошадей для людей и верблюдов для багажа.
Путешественники выехали из г. Зайсана 20 июля и первые
10 дней шли на восток по широкой долине Черного Иртыша, которая была ограничена
с севера цепью Монгольского Алтая, а с юга — хребтом Саур. Долина имела неравную
поверхность: ее бороздили кряжи низких скалистых гор и холмов, а в промежутках
между ними тянулись долины, котловины с солончаками, степями и сыпучими
песками. Берега Иртыша были окаймлены рощами деревьев и кустов, большими
зарослями тростника; луговины, кусты, заросли окаймляли и речки, стекавшие к
Иртышу с Саура и с Алтая. На юге, над лесистым склоном Саура, расчлененным
глубокими поперечными долинами, высились плоские пики Мустау, высшей цепи,
покрытые снегом и ледниками; на севере, над еще более лесистым и расчлененным
южным склоном Алтая, также белели вечноснеговые вершины.
В пределы Монголии экспедиция вступила на четвертом
переходе от Зайсана. На всем этом пути по долине большую неприятность
доставляли комары, которые плодятся в огромном количестве в зарослях тростника
по Черному Иртышу и заставляют кочевников-киргизов уходить на все теплое время
в горы и возвращаться в долину только на зимовку. На первом же ночлеге на
путешественников вечером напали комары в таком количестве, что в воздухе от них
стоял шум, напоминавший кипение самовара; на свечу они наседали так, что гасили
ее, а вокруг подсвечника образовались целые валики из обожженных комаров. Люди
почти всю ночь не могли заснуть.
Днем степь оживляли вспархивавшие с треском крупные
черно- и краснокрылые кузнечики, шнырявшие ящерицы и жаворонки, наполнявшие ее
своим пением. Потанин отменил, что птицы, ящерицы и кузнечики принимают окраску
однообразного серо-желтого цвета почвы, что делает их незаметными и защищает от
врагов.
Из долины экспедиция вышла 30 июля к большому озеру
Улюнгур; берега его были покрыты зарослями тростника; на воде видна была масса
птицы — стаи уток, куликов, бакланов, даже лебедей и пеликанов. На берегах
птичий помет лежал, как в курятнике. Здесь путешественники увидали также светящихся
ночью комаров, которые летали довольно высоко, мелькая в темноте, как искры;
они были более эффектны, чем известный у нас иванов-червячок, который светится
в кустах.
Обогнув озеро с юга, экспедиция миновала селение
Булунтохой, окруженное пашнями китайцев и монголов-торгоутов. Селение было
окружено глинобитной стеной и рвом, наполненным водой; улицы кривые, с ямами,
из которых добывали глину для фанз; в ямы сваливали мусор и падаль. Бичом также
и этой местности были комары. Охотник Коломийцев пошел пострелять птиц, но
вернулся, измученный комарами.
За селением переправились на двух связанных вместе
долбленых лодках через большую реку Урунгу, впадающую в озеро, а затем и через
Черный Иртыш, который протекает севернее озера. У этой переправы пришлось
простоять несколько дней, так как во время ночной бури убежали все верблюды,
которых нашли после долгих поисков в сорока километрах ниже по реке.
За Иртышом экспедиция направилась в глубь Монгольского
Алтая. Его южные предгорья безлесны и населены китайцами, снимавшими в это
время жатву и собиравшими сок маковых головок для изготовления опиума. Курение
опиума проникло и на эту далекую окраину Китая.
В долине реки Кран, впадающей в Иртыш, находился
буддийский монастырь Шара-сумэ, в котором путешественники надеялись нанять
проводника по Алтаю. Монастырь состоял из полусотни низких глинобитных фанз, в
которых жили ламы — буддийские монахи; фанзы окружали с трех сторон площадь,
четвертую сторону которой составляли четыре кумирни, т. е. храмы; посреди
площади возвышалось большое здание, похожее на замок; нижний этаж был без окон,
а окна верхнего этажа походили на бойницы.
|