Глава II. В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ (1846—1852)
Казачье училище и кадетский корпус.
Их обстановка. Учителя. Кадеты эскадрона и роты и рознь между ними. У влечение
морскими путешествиями. Кадет-киргиз Чокан. Репутация линейных казаков
В доме Эллизена Гриша провел три года. Позже,
вспоминая это время, он говорил, что своей любовью к науке и литературе он
обязан влиянию жены Эллизена, которую считал своей духовной матерью. В 1846 г.,
когда семья Эллизен уехала в Петербург, чтобы поместить старшую дочь в Смольный
институт, в котором воспитывались дочери высших офицеров и знати, отец свез
Гришу в Омск, где отдал его в войсковое казачье училище, которое
преобразовалось в Сибирский кадетский корпус. Оно было основано и содержалось
на средства Сибирского казачьего войска. Однако в нем воспитывались не только
сыновья казачьих офицеров и рядовых казаков, но также и сыновья пехотных
офицеров и чиновников.
Учителями в старших классах были казачьи офицеры, в
младших — урядники. Внешняя обстановка училища была бедная, нравы грубоватые,
требования к учащимся ограниченные.
Переход от жизни в семье Эллизен к жизни в закрытом
учебном заведении Гриша пережил тяжело. Первые ночи он, оставшись среди чужих
мальчиков, плакал, спрятавшись с головой под одеяло.
В этом училище порядок жизни был таков. Утром детей
будили до рассвета. Накинув серые шинели, они строились во фронт и пели
утреннюю молитву; затем их вели через двор в столовую, где они получали по
куску серой булки. Каждая круглая булка была надрезана на 4 части
крест-накрест, служитель несший десяток таких булок на левой руке в виде
колонны, донимавшейся до его лба, бежал вдоль столов, за которыми сидели
мальчики, и правой рукой разбрасывал их по столам. Мальчики подхватывали булки,
разрывали их на четыре части и ели. Четвертушка серой булки и составляла весь
завтрак, после которого дети шли в классы, где занимались три часа с одним
перерывом. Потом обедали в столовой. Обед составляли ежедневно одни и те же два
блюда — щи из кислой капусты и каша с маслом. То и другое подавали в оловянных
мисках. После обеда еще три часа шли занятия. День кончался ужином из каши с
маслом и кружки кваса.
Как уже упоминалось, кроме казачьих сыновей в училище
учились дети чиновников и пехотных офицеров, гак как в Омске не было других
учебных заведений; затраты на их содержание и учение производились из средств
Сибирского казачьего войска, что вызывало недовольство казаков. При преобразовании
училища в кадетский корпус — а это произошло в начале второго года поступления
Гриши в училище — воспитанников разделили на две части — роту и эскадрон. В
роту были выделены дети чиновников и пехотных офицеров; в эскадрон — казачьи
дети; первых было около двухсот, последних — 50. Деление это было проведено и в
классах, и в спальнях; только обедали в общей столовой. Роту поместили в
бельэтаже, эскадрон — в нижнем этаже. Рота и эскадрон получили разные формы и
оружие. Ротные получили двубортные сюртуки с металлическими пуговицами, каски с
белыми султанами и ранцы; казаки — казакины на крючках, кивера с помпонами, шпоры и шашки. В роту были присланы офицеры из столичных
корпусов; им было поручено установить в роте порядки столичных корпусов и
уничтожить в ней «казачий дух». Обращение к кадетам стало более мягким, им
говорили «вы». В эскадроне остались казачьи офицеры, лучшие из прежнего
состава; им было приказано присматриваться к порядкам бельэтажа и переносить их
в камеры эскадрона.
Все это усиливало рознь между ротой и эскадроном. Рота
чувствовала себя привилегированной частью корпуса, к тому же ротные состояли
преимущественно из дворян; в роте заводились столичные манеры обращения,
которые, впрочем, позже, привились и в эскадроне. Последний чувствовал себя
демократией корпуса. Все казачата помнили детские годы, проведенные на полатях
изб, на улицах станиц в играх в бабки, в мячик или в клюшки на льду реки. Тип
этих казачат описал украинский литератор казак Железнов. Рота состояла из уроженцев
разных губерний, многие до корпуса жили за Уралом. Эскадрон состоял
исключительно из уроженцев казачьих станиц Горькой и Иртышской линий. Бельэтаж
чувствовал себя «Европой», нижний этаж — «Азией». В первом учили танцам и
немецкому языку, казачат в те же часы — верховой езде и татарскому языку. Если
в корпус отдавали киргизских мальчиков, они попадали к казакам.
Эскадронные кадеты представляли более дружную,
сплоченную семью, чем ротные. Их было гораздо меньше, их состав был однороднее.
Среди эскадронных кадетов было много родственников, соседей, товарищей по
детским играм. К тому же в то время уровень образования казачьих офицеров мало
отличался от уровня образования простых казаков, а жизненная обстановка у всех
казаков на Иртышской и Горькой линиях была более или менее одинаковая. Поэтому
только Гриша, благодаря воспитанию в доме Эллизена, и немногие другие
выделялись в эскадроне из общей массы казачат.
Обособленность ротных и эскадронных кадет сказалась и
в их играх. Во время перемен их выпускали на двор, где они играли в городки,
лапту, завари-кашу и другие игры. Играли также в войну русских с киргизами,
причем роль киргизов доставалась, конечно, казачатам. Противники ходили друг на
друга, стена на стену, хватали пленных и уводили в укромное место, в уборную,
где держали под стражей до конца игры.
Учебную часть, после реформы в корпусе, организовал
офицер Ждан-Пушкин. Русский язык, историю литературы, географию, всеобщую
историю преподавали хорошие учителя. Из учителей войскового училища были оставлены
лучшие: Старков, преподававший географию, Костылецкий — русский язык, теорию
словесности и историю литературы, и Кучковский — геометрию. Уроки последнего
отличались изящным и ясным изложением, и даже тупицы усваивали предмет хорошо.
Костылецкий познакомил кадет с сочинениями Пушкина, Лермонтова и Гоголя; свой
курс русской литературы он составил по критическим статьям Белинского, но имени
последнего ни разу перед учениками не произнес. Этим он спасал свой курс от
запрета со стороны учебного начальства, так как Белинский в годы царствования
Николая I считался в официальных кругах вредным писателем.
|