Глава IX. ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
МОНГОЛИЯ И УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ (1879—1880)
Состав экспедиции. Путь к Улангому.
Дюрбюты и их богодевицы. Харкиринский белок. Впадина больших озер. Переправа
баранов. Канал богатыря. Злак дэрису. Страна урянхов. Перевал через Танну-ола.
Конокрадство. Модон-обо. Шаманка Найдын и обряд камланья. Заимки русских
купцов. Трудный путь по р. Хакем. Земля дархатов. Итоги двух путешествий
Весь 1878 г. и первые месяцы 1879 г. Потанин был занят
составлением описания первого путешествия по Северо-западной Монголии и
обработкой собранных материалов по этнографии. В начале лета 1879 г. он
отправился вторично в эту страну, чтобы изучить подробнее ее западную часть
которую видел поздней осенью и зимой, когда невозможно было собирать растения,
уже засохшие или побитые морозами. Его интересовала также связь больших озер
этой местности друг с другом; связь эта не была выяснена за время первого путешествия
потому, что реки уже замерзли и страна была под снегом.
В апреле 1879 г. экспедиция вышла из Бийска на Алтае в
таком составе: Потанин, его жена Александра Викторовна, кандидат университета
Адрианов и переводчик алтайского и урянхайского языков Чиналков. Позже, в
Монголии к ним присоединились топограф Орлов, переводчик монгольского языка
Палкин и три казака — помощники при топографической съемке.
В конце мая экспедиция выступила из Кош-агача,
перевалила через пограничный хребет Сайлюгем и направилась по дороге в г.
Улангом на озере Убса, где Потанин уже был в конце первого путешествия. Эта
дорога пересекает северную часть Кобдинского плоскогорья, прилегающую к хребту
Танну-ола, и проходит сначала через обширную котловину озера Ачит-нор, затем
переваливает через хребет Байрим, спускается в глубокую котловину озера
Урюк-нор и, обогнув последнее с юга, поднимается на хребет Цаган-шиботу и
выходит к Улангому.
На перевале через Байрим Потанин отметил огромное обо
из хвороста с поставленными по четырем странам света большими резными фигурами
дракона, мифической птицы Хангариде, льва, свиней и быка; тут же было много мелких
грубых деревянных фигурок двугорбых верблюдов, изображавших, вероятно,
животных, принесенных в жертву.
Улангом стоит на месте очень древнего города
Илань-чжеу, судя по обилию керексур (могил) в его окрестности. Возле монастыря,
в большом доме китайской архитектуры, окруженном красйвой рощей, жил дюрбютский
ван (князь). Дюрбюты — западно-монгольское племя, кочевавшее в обширном бассейне
озера Убса; они отличались от восточных монголов-халхасцев по языку, облику и
быту. Они имели смуглые продолговатые лица, длинные носы и заостренные
подбородки. В одежде они отличались формой шапок и сапогов. Главное занятие их
было скотоводство.
Вместо гэгэнов, перерожденцев Будды, у дюрбютов
имелись две богодевицы — «дарихэ»; одну называли белой (Цаган-дарихэ), другую —
зеленой (Ноган-дарихэ). Обе жили в хошуне вана в отдельных юртах. Дюрбюты поклонялись
им и возили в Улангом, где в их честь устраивали процессии. После своей смерти
дарихэ возрождались, как гэгэны; о месте их рождения узнавалось по появлению
радуги. Цаган-дарихэ изображалась с приподнятой рукой, на ладони которой
находился глаз; им она наблюдала три тысячи народов. Из протянутой ноги
вырастало растение, стебли которого прорастали сквозь пальцы другой руки и
расцветали на ней. Ногандарихэ изображалась зеленой.
Из Улангома экспедиция направилась в Кобдо и по пути
посетила вечноснеговую группу гор в верховьях реки Харкира, в районе которой
находится летовка дюрбютского вана. Когда путешественники стояли на речке
Худжирть, впадающей в озеро Холбо-нор у восточного подножия этой группы, вся
долина была оживлена кочевниками; в нижней части ее был лагерь из белых войлочных
юрт. Мимо стоянки целый день проходили караваны дюрбютов, переходивших на
летовки вглубь гор; в лесах стучали топоры дровосеков. Каждый вечер
устраивалась игра в цаган-модо, которая бывает в сумерки; до полуночи слышался
детский гам, крики и смех.
Потанин описал подъем на вершины группы гор к леднику,
характер гор, альпийскую флору, ледник и его морены. Харкиринский белок имеет
вид огромной пирамиды, состоящей из скал, мало покрытых снегом, вследствие их
крутизны; только горы, примыкающие к пирамиде, покрыты сплошной белой пеленой,
питающей ледник. Тюргунский белок состоит из двух вершин — северной
пирамидальной и южной тупой; с обеих спускаются ледники.
Из этих гор экспедиция направилась на восток, в
обширную впадину большого озера Киргиз-нор, представляющую степь с
каменисто-песчаной почвой и скудной растительностью. Небольшие горы отделяют
эту впадину от следующей, к югу, с озером Айрик-нор и впадающей в него рекой
Дзапхын, которую члены экспедиции уже встретили в прошлое путешествие в ее
верхнем течении, к югу от Улясутая. По этой реке прошли ко второму большому
озеру Хара-нор (Дурга-нор) и, наконец, к расположенному западнее озеру
Хара-усу, вблизи которого стоит г. Кобдо. Путешественники поставили себе задачу
выяснить соотношение всех этих озер, остававшееся неясным
Оказалось, что озеро Хара-усу имеет сток в озеро
Хара-нор в виде реки Чон-харих, а озеро Хара-нор имеет сток в реку Дзапхын,
впадающую в озеро Айрик-нор, из которого избыток воды стекает в озеро
Киргиз-нор, не имеющее стока. Поэтому только последнее озеро имеет
горько-соленую воду, а все остальные вообще пресную и солоноватую вдали от
притоков и стоков.
Выяснилось также, что эти озера обширной сложной
впадины между Кобдосским и Хангайским нагорьями расположены на широких
ступенях, разделенных хребтами и изборожденных цепями и холмами; ступени
понижаются с юга на север. В южной впадине находятся озера Хара-усу и Хара-нор,
в средней — Айрик-нор и Киргиз-нор, и в северной, отделенной от средней
высокими хребтами Хан-хухей, озеро Убса, не имеющее никакой связи с остальными.
|