Монголии — Северной, Восточной и Центральной, с
громадными хребтами Монгольского Алтая, Хангая, Танну-ола и Хингана и с
многочисленными озерами и пустынями, далее — о частях Северного Китая с Ордосом
и У-тай-шанем, о восточной окраине Тибета и прилежащей части Южного Китая и Восточного
Нань-шаня. Потанин познакомил нас также с различными народностями, населяющими
эти страны, с их бытом, нравами, верованиями и словесностью. В его отчетах о
путешествиях мы встретим сведения о племенах тюркских (тюрках Русского Алтая,
урянхайцах, киргизах, узбеках, котонах), монгольских (халхасцах, дюрбютах,
дархатах, бурятах, торгоутах, ордосских монголах, кукунорских и наньшанских
саларах, широнголах, хара- и шира-егурах), о тангутах, дунганах и китайцах. В
этих отчетах помещено больше трехсот легенд, сказок, исторических преданий и
других произведений народной словесности, а также наречия монгольских племен,
затерявшихся на окраине Тибета среди китайского и тангутского населения. Эти
обширные записи дали Потанину материал для его работы о восточном народном
эпосе вообще и для сравнения его с славянским и западноевропейским.
Но и народам монгольского и тюркского племен, живущим
в пределах Российской империи, Григорий Николаевич посвятил много работ,— он
изучал быт, поверья, эпос бурят Иркутской губернии и Забайкальской области,
калмыков Русского Алтая, киргизов Западной Сибири, вотяков и чувашей Казанской
и Вятской губерний.
Особенные заслуги экспедиций Потанина заключаются в
богатстве и новизне собранных им материалов по этнографии, и в этом отношении
они занимают первое место среди всех других экспедиций во Внутреннюю Азию, не
только современных с ним, но и позднейших. Это обусловлено тем, что этнографические
сведения, особенно народный эпос, были предметом большого внимания Потанина. С
увлечением и любовью он собирал легенды, сказки и верования различных народов
Азии, сопоставлял варианты однородных сюжетов у разных народов, доискиваясь их
внутренней связи и единства идеи, и приходил к интересным заключениям о
духовном родстве европейских и азиатских народов, в частности о единстве
средневекового эпоса Европы с восточноордынским и о влиянии последнего на
первый.
В его отчетах мы находим также сведения о торговле и
промыслах населения исследованных стран, например о русской торговле в
Монголии, о рыбном промысле на озере Зайсане и т. д. Нельзя не упомянуть также
о ботанических сборах Потанина. По отзыву ботаников, наиболее полные и
тщательно собранные гербарии из всех русских путешественников по Внутренней
Азии доставил Григорий Николаевич; дополнением к ним служат его заметки в
путевых дневниках об общем характере флоры данной местности и распространении того
или другого растения. Гербарии Григорий Николаевич составлял сам при помощи
жены, тогда как зоологические сборы часто велись другими членами его
экспедиций. Ботанику Григорий Николаевич знал и любил больше других
естественных наук и относился к собиранию растений так же ревниво и тщательно,
как и к собиранию образцов народной словесности. Э. Бретшнейдер в своей
известной книге «История европейских ботанических открытий в Китае»
(английской) перечислил 160 новых явнобрачных растений, среди которых — три
новых рода, открытых Потаниным, причем часть новинок его сборов в то время (в
1898 г.) еще не была рассмотрена, так что в настоящее время количество его
открытий должно быть еще больше; многие новые виды и один род получили его имя.
Зоологические коллекции экспедиции Потанина, собранные
частью им самим, частью его сотрудниками, которые не отставали от него в своем
усердии, также отличаются большой полнотой, содержат много новых родов и видов
и дают сведения о распространении животных.
|