Уже в 1886 г. Г. Н. Потанин получил от Географического
общества его высшую награду — Константиновскую медаль — за экспедицию на
восточную окраину Тибета и за всю его деятельность на пользу географической
науки. Он состоял почетным членом, как Географического общества, так и ряда
других ученых обществ, имеющих отношение к географии и этнографии.
Огромный материал по народному эпосу, собранный
Потаниным у разных азиатских племен, составил два тома, его «Очерков
северо-западной Монголии» и второй том путешествия на окраину Тибета. В
последние годы жизни, когда он уже не мог собирать новый материал посредством
путешествий, он начал обрабатывать собранное и из собирателя фольклора сделался
фольклористом. Сюжеты некоторых сказок и преданий были близки друг другу, хотя
записаны у разных народов, говорящих на разных языках и живущих далеко друг от
друга. Потанин стал искать, причины этого и пришел к выводу, что культ Иисуса
Христа, сына неба, создался не на западе, а на востоке — у народов Центральной
Азии, и гораздо раньше. Он считал, что борьба с верой в Христа, верой в
сказочную личность, разоблачение ее устно и письменно сделалось теперь задачей
его жизни, с которой нужно торопиться, так как он уже очень стар.
Так, при обработке азиатского народного эпоса
постепенно возникли сочинения Потанина: «Восточные мотивы в средневековом
эпосе», вышедшее в 1899 г., затем «Восточные параллели некоторым русским
сказкам», «Русская девица Дарига в киргизской сказке», «Греческий эпос и
ордынский фольклор», «Былина о Добрыне и монгольское сказание о Гэсэре»,
«Ордынские параллели к поэмам лонгобардского цикла», «Ставр Годинович и Гэсэр»,
«Сага о царе Соломоне», напечатанная в 1912 г. Эти изыскания о происхождении
легенды об Иисусе Христе из глубины Центральной Азии окончательно завершились в
последней книге Потанина «Ерке, сын неба Северной Азии», вышедшей в Томске в
1916 г.
Закончив текст этой книги, Потанин сделал в конце 1915
г. доклад в Томском обществе изучения Сибири о культе сына неба в Северной
Азии. Он обрисовал в образах легенды Монголии, описывающие Ерлика, участника
сотворения мира, сына творца, но свергнутого в преисподнюю и ведущего вечную
борьбу с царем неба, изложил поэмы о сыне неба, фигурирующем в образах Пороса.
Ирин-саина, Гэсэра и Чингис-хана, и картины обрядов, связанных с его
почитанием. В легендах восстает образ низвергнутого в преисподнюю сотрудника и
сына творца в виде одетого шерстью сурка, а в виде летучей мыши — образ духа,
провинившегося отказом помощи страдающему сыну неба, прикованному к скале.
Затем Потанин рассмотрел перенесение культа сына неба из Азии на запад. привел
сказания Кавказа, легенды киргизских степей и сказки, распространенные в
русских губерниях, и высказал уверенность, что этнологи и фольклористы со
временем осветят историческую связь между легендарным эпосом Востока и Запада о
культе сына неба.
Потанин ждал, что эта книга привлечет внимание и
вызовет критику и возражения со стороны защитников западнического направления в
фольклоре. Но отзывов не было, западники молчали, и Потанин огорчался этим.
Нужно заметить, что время выхода книги почти совпадало с революцией,
гражданской войной, разрухой, которые отвлекли всеобщее внимание.
Кроме этих крупных произведений по народному эпосу
Потанину принадлежат многочисленные статьи и заметки по разным вопросам,
главным образом касающимся Сибири, которые печатались на протяжений 50 лет в различных
газетах и журналах, преимущественно сибирских.
Подробное жизнеописание Г. Н. Потанина, оценка его
научной и общественной деятельности и полный список его печатных трудов
являются еще задачей будущего.
|