Одежда лам отличалась от одежды мирян. Они не носили
панталон, а надевали две юбки — белую внизу и красную сверху — и носили
безрукавку, оставлявшую шею и руки голыми; широкий пояс из желтой материи стягивал
стан. Сверху ламы носили кусок грубого красного тибетского сукна, накинутый
шалью, — в него они кутались и зимой. В Монголии, где зимы холодные, ламы
носили под шалью шубы, но в Гумбуме это разрешалось только в случаях, когда
ламы, отправлялись в поездки. Идя на богослужение, ламы надевали желтую мантию
и желтую шапку, похожую на фригийский колпак; вообще же они ходили с непокрытой
головой.
На чистоту улиц в Гумбуме не обращали такого внимания,
как в Лабране. Если бы не собаки и, в особенности, не китайцы соседних
деревень, приходившие в монастырь для сбора удобрения, улицы были бы полны
нечистот, так как ламы не стеснялись оправлять нужды не только ночью, но и днем
прямо на улицах и даже перед храмами.
Гумбум — древний монастырь, построенный на родине
Цзонкавы, основателя ламаизма — северного буддизма; его день рождения
празднуется в начале зимы большой иллюминацией, которую путешественники видели
вскоре после приезда. Владелец каждой кельи выставил у себя на крыше ряд
масляных лампочек. Вид был очень красивый; на темном фоне неба и холмов, на
которых амфитеатром были разбросаны дома, тянулись линии огоньков одна над другой.
На кровлях видны были группы монахов в красных одеяниях; поставив лампочки, они
творили земные поклоны в сторону главного храма, откуда доносились звуки труб и
барабанов.
Кроме этого праздника в Гумбуме справлялись еще шесть
праздников в году — в первом, четвертом, шестом, девятом, десятом и двенадцатом
лунных месяцах,— большею частью с религиозными плясками лам, замаскированных
разным образом. Эти пляски особенно привлекали богомольцев; они назывались
«цам».
Накануне нового года путешественники видели сожжение
«соров». Из каждого храма принесли «сор» — особым образом испеченный хлеб на
подносе под пирамидой разных украшений, среди которых непременно должно было
быть изображение мертвой головы. Ламы несли соры с музыкой, под балдахином, со
знаменами; все соры принесли на площадь, где был приготовлен соломенный костер.
Ламы разрубали соры и бросали в костер. На площадь, согласно ритуалу, вывели
также лошадь, на седле которой были уложены стрелы и другие принадлежности
ламы-гурьтуна, одаренного экстатическими свойствами.
Новогодние праздники, которые в Китае вообще
продолжаются две недели, в Гумбуме закончились цамом и праздником масла. В
тринадцатый день первого месяца цам происходил во дворе самого большого храма;
зрители сидели на лестницах зданий, окружающих двор со всех сторон, и на
крышах. Гэгэн, молодой человек, восседал в парчевом одеянии в высоком кресле на
галлерее и все время был неподвижен, подобно статуе. Ламы в масках выходили парами
из храма, медленно, с пляской подходили к гэгэну, делали поклоны и двигались
дальше, описывая круг.
Маски представляли головы быков и оленей с рогами;
четыре мальчика изображали скелеты — их маски представляли мертвые головы, на
груди были нарисованы ребра, а пальцы удлинены. Главная маска представляла быка
с огромными рогами; это был бог Чойчиль. Две маски имели карикатурные человеческие
лица; они забавляли зрителей и вместе с тем раздвигали толпу, очищая место; они
вынесли ковер, кресло и вывели из храма маску, изображавшую дряхлого старика с
огромной лысой головой; за полы его халата держались четверо маленьких
бритоголовых ребят с пучками волос на висках. Старика усадили в кресло, дети
разместились вокруг него; эта семья возбудила смех.
Маски были одеты богато. Они были обуты в белые
шелковые сапоги и плясали медленно, но стройно, хотя иногда спотыкались на
булыжной мостовой двора. Мальчики с оленьими головами встали перед гэгэном на
колени и долго размахивали рогами, подражая движениям шаманов. После пляски разрубили
на части какую-то фигуру, заранее положенную на ковре среди двора. Не плясавшие
ламы сидели на ковриках по обе стороны гэгэна. На кровле над ними и на паперти
храма помещались музыканты с трубами и медными тарелками. Перед почтенными
лицами среди зрителей стояли столики с лакомствами.
|