В такой обстановке Григорий Николаевич с женой провели
четыре холодных месяца до половины апреля 1885 г., наблюдая жизнь населения,
состоявшего из монголов-широнголов. Они записывали их сказки, легенды, пословицы
и поговорки, вели также метеорологические наблюдения, а в начале весны делали
экскурсии в окрестности, для сбора растений.
Широнголы рассказывали, что пришли в Сань-чуань с
Чингис-ханом в качестве его войска, остались жить в этой местности и поженились
на китаянках. Они говорили по- китайски, придерживались многих китайских обычаев,
монгольского письма не знали и своей письменности не имели. Ламы изучали
тибетскую письменность.
Религия у них была буддийская, но часть широнголов
перешла в мусульманство. По внешнему виду широнголы представляли два типа: одни
были смуглые с резкими чертами лица, с черными глазами и волосами, другие — голубоглазые
и белокурые. Среди тех и других было немало красивых лиц, особенно у женщин.
Почти все были высоки, стройны и крепки. Многие доживали до глубокой старости.
Женщины отличались от монголок и китаянок одеждою и
головным убором. Последний был у них очень разнообразен и различен по
местностям; они носили кокошники из яркой материи с бахромой и блестками и с
фатой, низкие бархатные шапочки, вроде монашеских камилавок, простой обруч на
шиньоне с бахромой. Оригинальны у них были юбки с разрезом сзади и с передником
европейского образца; юбка кончалась немного ниже колен, и из-под нее были
видны синие дабовые шаровары. Подобно китаянкам, широнголки бинтовали свои
ноги, но каблуков не носили и потому ходили лучше.
Широнголы обладали веселым нравом и были очень
трудолюбивы, особенно женщины, которые справляли всю домашнюю работу, помогали
мужьям в поле, приготовлял- ли удобрение и собирали его на дорогах. Мужчины
валяли войлоки; среди них были и специалисты-ткачи. Для надзора за полями выбирали
особых «тереучей», которые собирали штрафы за потравы и были обязаны отвращать
грозы и градобития. Как только начиналась гроза, все тереучи выбегали на улицы,
стучали палками и били в бубны, невзирая на проливной дождь. Если гроза
продолжалась, они бежали на перекрестки и пригорки продолжать свое странное
занятие.
Жена Потанина имела возможность близко познакомиться с
семейной жизнью широнголов и записала много сведений о родинах, свадьбах, похоронах,
домашних работах женщин, наблюдая хозяев своего дома. Из ее записей отметим два
обычая: опасаясь смерти ребенка, родители при его рождении сами не давали ему
имени; отец украдкой брал дитя, выносил его на дорогу и просил первого
встречного дать ему имя. Если встречалась собака, отец давал ей хлеба, ласкал
и, подражая урчанию собаки, давал ребенку имя «коу-выр», причем считалось, что
это имя дала ребенку собака. Ребенку одевали на шею железную цепочку и замыкали
ее замком. Это значило, что это не ребенок, а щенок; этим способом надеялись
обмануть злого духа, несущего смерть. Другой странный обычай — женить мальчиков
10—12 лет на взрослых девушках. Такой муж играл еще на улице, а жена работала в
доме по хозяйству.
Широнголы любили мастерство и не были лишены изящного
вкуса. Среди них были искусные плотники, столяры и резчики. В соседнем большом
монастыре Гумбум почти все изящные работы выполнялись широнголами. Женщины были
искусны в рукоделиях, в составлении узоров для тканья и вышиванья.
Вскоре по приезде в Сань-чуань однажды вечером
путешественники заметили особенное оживление в деревне. Хозяйки выметали сор на
улицу и сжигали его. Оказалось, что они «выгоняли чорта». В то же время на всех
высотах вокруг деревни вспыхнули огоньки.
Поздней осенью был шутовской праздник с маскарадом.
Замаскированные ходили с цветными фонарями. Праздник нового года, длившийся две
недели, справлялся очень торжественно в деревне; во всех окрестных монастырях с
наступлением его начинались религиозные пляски и представления, на которые
ездили Потанины. Между прочим, они посетили подворье Кадан-сумэ, принадлежавшее
монастырю Кадигава. Постройки его лепились, подобно гнездам ласточек, на
уступах огромной скалы, сбегавших в глубокое ущелье. У подножия главного храма
с высоты 20 м низвергался водопад, а веранда храма висела над пропастью. Из
отверстий в задней стене было видно высеченное в скале подобие лежащего
человека. Это бог Шанбалончжа; ламы уверяют, что это изваяние нерукотворное,
оно само выступило из скалы. В самом монастыре, глубоко внизу, Потанин видел
религиозные пляски. Заметим кстати, что в Китае и Тибете монастыри часто строят
в очень живописных местах на вершинах и крутых склонах. Это привлекает
паломников, которые, карабкаясь на высоту, считают, что этим трудом они
совершают богоугодное дело. Иные совершают восхождение на коленях или ползком,
шепча молитвы.
|