Епархиальным архиереям посвящены брошюры О. Верномудрова «Почитание Св. Иннокентия в Иркутской стране и Сибири при жизни и по кончине его», протоиерея М. Чефранова «Блаженный Софроний — 3-й епископ Иркутский», вышедшие в 1907 г., статья Д. Хрусталева «Преосвященный Ириней, архиепископ Иркутский» (Труды Иркутской ученой архивной комиссии, вып. 1), а также «Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря...», составленное Л. Щавельским (1905).
Пятый этап историографии Иркутска (1918 — 1955) точнее всего следует определять как большевистский. Это время господства идеологии, во многом порвавшей с прежними историко-культурными традициями.
Непредвзятость, умение избегать идеолого-политических штампов, которых придерживалось большинство прежних историков города, были забыты.
Новая власть требовала идеализации и массированного изучения революционного движения, прославления партийных вождей и советской власти, очернения прежних администраторов, религии, преувеличения трудностей жизни низших слоев населения до 1917 г., детального показа социального состава жителей города
Историческим исследованиям часто придавался пропагандистский характер. Особое внимание при этом уделялось революционным традициям. Так, в связи со столетним юбилеем восстания декабристов были изданы ценные исследования, в которых много места отводилось пребыванию декабристов в Иркутске.
Это прежде всего крупная монография Б.Г. Кубалова «Декабристы в Восточной Сибири». В том же 1925 г. был издан под редакцией М.К. Азадовского сборник «Сибирь и декабристы. Статьи, материалы, неизданные письма, библиография».
Истории самого города было посвящено немного работ. Из них следует прежде всего отметить статью директора Научной библиотеки Иркутского университета B.C. Манассеина «Иркутский острог» (Изв. об-ва изучения Вост.-Сиб. края, т. 1.7).
Автор делает удачную попытку реконструкции внешнего вида острога, рассматривает историю его строительства. До сих пор не потерял значения вывод Манассеина о том, что вид Иркутска из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Татария» впервые появился лишь в третьем ее издании, то есть в 1785 г., а не в первом (1692) и поэтому никак не может служить первоисточником по истории города.
|