Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 15:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » География Байкала


Путеводитель Иркутск - Москва, ч. 3

АЧИНСК. В 1618 г. тарский воевода Тугачевский за­ложил Ачинский острог на реке Июсе, притоке Чулы-Казаки и стрельцы выполняли караульную службу и охраняли местных жителей от набегов монгольских и киргизских князьков и ханов. Во время одного из на­бегов, в 1682 г. острог был сожжен, затем в 1683 г. вос­становлен, но уже севернее на месте нынешнего города Ачинска, на правом берегу Чулыма при впадении речки Тептятки. В 1710 г. поставили новый деревянный острог на правом берегу Ачинки, левом притоке Чулыма. В 1782 г. Ачинск назначен уездным городом Томской гу­бернии, а в 1822 отграничен к Енисейской губернии.

Строительство железной дороги ускорило рост города. К началу XX в. он имел уже четыре церкви, три учеб­ных заведения (женскую прогимназию, мужское учили­ще и приходское училище), общественную библиотеку, небольшой музей, больницу, аптеку, богадельню-приют для больных и престарелых. Городскую жизнь определя­ло общественное собрание, имелась частная типография, приезжих встречала гостиница. На станции располага­лись буфет и врачебно-питательный пункт для пересе­ленцев.

Название города происходит от тюркского слова «афи» — горький, соленый. В Ачинской степи имеется несколько бессточных солоноватых озер.

Город лежит на берегу Чулыма, на сибирском тракте. Чулым, правый приток Оби, берет начало в хребтах Кузнецкого Алатау, образуясь из двух рек — Черного и Белого Июсов. Чулым — река судоходная, что сказалось положительно при строительстве железной дороги — па­роходы с баржами шли из Тюмени, Барнаула и Томска.

Ачинск — крупный индустриальный город, важный железнодорожный узел Сибири и центра Среднепричулымского района, входящего в систему КАТЭКа. Глав­ные предприятия Ачинска — глиноземный комбинат, по­ставляющий свою продукцию Красноярскому алюминие­вому заводу, и нефтеперерабатывающий завод.

Дают продукцию и другие предприятия — строймате­риалов, ремонтно-механические заводы, слюдообрабатывающая фабрика, швейная, обувная, мебельные фаб­рики, комбинат меховых изделий. Широко представлена пищевая промышленность — элеваторы, мясокомбинат комбикормовый и молочный заводы.

В городе обучают студентов нужным в крае специаль­ностям несколько техникумов и училищ.

Культурную жизнь Ачинска определяют во многом драматический театр, работающий уже более пятидесяти лет, краеведческий и историко-революционный музеи.

Заметный след в истории города оставила политиче­ская ссылка, повлиявшая на зарождение революционного движения.

С Ачинском связаны судьбы многих интересных лю­дей. В 30-х — начале 40 годов XIX в. здесь жил местный уроженец, чиновник Д. П. Давыдов, написавший ряд историко-этнографических работ. Он же автор стихотворе­ния, ставшего народной песней — «Славное море, свя­щенный Байкал».

Ачинск — железнодорожный узел. На север идет до­рога на Маклаково (Лесосибирск). На юг — к Абакану, Минусинску.

Строить южную ветку начали в 1913 году силами частной компании. Война прервала работы до 1920 г. Строительство закончили в 1926 г., но только до Аба­кана. Наиболее трудный 15-километровый участок до Минусинска со строительством мостов через реки Аба­кан, Енисей и Минусинскую протоку Енисея завершили гораздо позднее, уже после войны, когда проложили вет­ку Тайшет-Абакан.

Посетим ненадолго основные станции и города по южной ветке.

АБАКАН. До 30-х годов это был небольшой улус. В 1931 г. его переименовали в город Абакан, ставший центром вновь образованной Хакасской автономной об­ласти, в составе Красноярского края. Абаканский острог был поставлен в 1707 г., когда почти все хакасские пле­мена перешли в русское подданство. За шестьдесят лет Абакан из трехтысячного поселка вырос в большой го­род, промышленный и культурный центр Хакасии. В го­роде многое направлено сейчас на развитие самобыт­ности хакасского народа — от общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений до пединститута и научно-исследовательского центра истории языка и литературы хакасов. В городе имеются драматический театр, краеведческий музей.

МИНУСИНСК. Город расположен на одноименной протоке Енисея. Основан в средине XVIII в. Согласно хакасской легенде, название произошло случайно. Два брата поспорили из-за земельных угодий на речке. Каж­дый кричал: «Мин юса» — «Моя доля». Отсюда якобы пошло название реки, затем поселения на ней — Мин юса, позднее стали произносить Минуса. В 1737 г. по ука­занию Сената возле правого притока Енисея, речки Лугазки построен Лугазский (Лугавский) медеплавильный завод, а чуть позднее на притоке реки Тубы — Ирбинский железоделательный завод. Работали на заводах приписанные к ним крестьяне, жившие в специально ос­нованном для них поселении Минюсе. Позднее — село Минусинское, с 1797 г. — волостной центр. В 1822 г. — окружной город Енисейской губернии.

Минусинск, небольшой захолустный городок, приоб­рел мировую известность в конце XIX в. Одна из его главных достопримечательностей  — богатый  краевед­ческий музей, открытый в 1877 г. Н. М. Мартьяновым. Николай Михайлович был фармацевтом, но любовь к краеведению осилила. Он обучил жену фармакологии, помог сдать экзамены, передал ей аптеку, а сам занялся изучением Минусинского края, собирал коллекции мине­ралов, гербарии, предметы истории, затем открыл музей, вдохновляя местное население своим примером — музей быстро пополнялся уникальными находками со всего ок­руга. Мировую научную ценность представляет архео­логический отдел музея. Часть экспонатов демонстриро­валась на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., на Нижегородской в 1896 г. и на Парижской в 1900 г. Музей был награжден дипломами и медалями этих Все­мирных выставок. Одной из лучших в Сибири считается и библиотека Мартьяновского музея, созданная одновре­менно с коллекциями. В ее фонде много уникальных, редких книг. Мартьяновский музей — первый в Енисей­ской губернии. Здание построено по проекту иркутского архитектора Рассушина. В 1951 г. в усадьбе краеведче­ского музея установлен памятник Мартьянову. Сохра­няется дом, где жил Мартьянов.

Культурные традиции Минусинска   крепкие и дав­ние. С 1882 г. работает городской драматический театр.

В 1914—1916 гг. в Минусинске издавался журнал «Си­бирский архив», когда  в город был направлен на работу в учительскую семинарию, из Иркутска, А. И. Линьков учредитель и редактор-издатель этого журнала.

На сцене Минусинского драмтеатра играл и ставил пьесы в 1922—1923 гг. известный писатель-историк, лау­реат Государственных премий В. Г. Янчевецкий (В. Ян), автор исторических романов «Чингис-хан», «Батый», «Путь к последнему морю».

В 1801 —1803 г.г. на средства жителей в селе Мину­синском на главной площади выстроен каменный Спас­ский собор, сохранившийся до нашего времени.

БОГОТОЛ. Станция с буфетом и врачебно-питательным переселенческим пунктом выросла рядом со старинным торговым селом Боготольским. При станции на средства фонда имени Императора Александра III со­оружена деревянная церковь в три придела. Ко времени закладки храма это была сотая церковь из числа соору­женных на средства фонда, составленного из частных пожертвований. Строительство дороги Боготольское встретило как село крепкое, основательное — с ка­менной Богоявленской церковью, еврейским молельным домом, двумя сельскими и одним лесным училищами для детей, двумя богадельнями для стариков и старых ссыльнопоселенцев. С 80-х годов XVIII в. в Боготольском действовал казенный винокуренный завод. В 1911 г. село и железнодорожная станция объединились в город.

МАРИИНСК. Город расположен на реке Кие, левом притоке Чулыма. Первоначально здесь было небольшое село Кийское, возведенное в 1856 г. в статус города. В 1857 г. новый город получает название Мариинск. На­чало века он встретит тихой уездной жизнью, большей частью застроенный деревянными домами. Здесь две православные церкви, одна из них соборная каменная Никольская, увенчанная высоким шатром. Была и ка­менная еврейская синагога, возникшая в период актив­ной золотодобычи на местных окрестных промыслах. Де­ти обучались в двух городских начальных училищах, двух церковно-приходских школах и в школе грамот­ности. Для больных и старых имелись богадельня, ноч­лежный дом для бездомных, аптека. Гостиницами город еще не располагал, предлагая приезжим лишь мебли­рованные комнаты.

Город относится к Кемеровской области. Промыш­ленность представлена деревообрабатывающим, мясным, спиртовым комбинатами, заводами металлоизделии, ли­керо-водочным, пивоваренным, а также швейной, три­котажной, мебельной фабриками. Имеются техникумы и училища.

ТАЙГА. Название станции дали глухие, незаселен­ные к моменту строительства дороги таежные места, не­тронутые девственные леса. Видное место на Великой Сибирской магистрали станция заняла исключительно как пункт разветвления. Отсюда идет линия на север, к Томску. В газетах тех лет писали, что выбор места железнодорожного узла сделан весьма неудачно — среди дикой тайги, вдали от заселенных мест, к тому же воз­никли трудности с водой, необходимой паровозам нарав­не с топливом. Оказалось, что вода на станции недоступ­на, залегает очень глубоко и ее приходилось подвозить в баках с других станций. Изыскатели объясняли выбор места особенностями природных условий — из других мест провести железнодорожную ветку до Томска ока­зывалось невозможным из-за топких болот. Станция

Тайга тем не менее активно заселялась, разрастаясь по линии в большой поселок. К началу эксплуатации доро­ги при станции на средства фонда имени Александра Щ сооружен храм во имя Святого Андрея Критского и по­строена школа.

Тайга — город Кемеровской области. Работают пред­приятия железнодорожного транспорта, легкой и пище­вой промышленности, производства стройматериалов. Имеется техникум железнодорожного транспорта. В 1925 г. Тайга получила статус города.

От Тайги можно проехать на север до Томска, быв­шего в XIX в. самым крупным городом Сибири. Дорога Тайга — Томск строилась одновременно с основным пу­тем и в 1896 г. по ней началось движение, в 1898 дорогу эту полностью сдали в эксплуатацию со всеми стан­циями и железнодорожными службами. Но это дало ма­лое успокоение томичам, глубоко обиженным тем, что их город остался в стороне. Ведь окончательный проект Великого Сибирского пути проходил южнее Томска, а значит, оставлял этот самый крупный город в стороне.

Столичные и местные газеты вели оживленную поле­мику по этому поводу. Печатались даже самые неве­роятные слухи и легенды — одни утверждали, что строители обошли Томск в отместку за скупость и не­дальновидность местных купцов, не догадавшихся дать изыскателям взятку. Некоторые репортеры шли еще дальше — «по самым достоверным слухам» утверждали нелепицы, что инженер путей сообщения К. Я. Михай­ловский подослан враждебной иностранной державой. Хотя инженер-изыскатель Михайловский добросовестно искал трассу именно через Томск, но сплошные, часто непроходимые болота заставили его изменить перво­начальный вариант. К тому же, найденная им трасса оказалась и экономически выгоднее — переход через Обь найден в наиболее узком месте, сокращался пробег поездов на 150 верст. В стороне оставались и Тобольск, древняя столица Сибири, и Колывань, также рассчи­тывающие на железную дорогу. Не улеглись страсти да­же тогда, когда в Томске были расположены Управле­ние Средне-Сибирской железной дороги и коммерческая часть сибирской дороги, позднее и товарная биржа.

ТОМСК. Город расположен при впадении реки Ушайки в Томь. Основан в 1604 г. по повелению царя

Бориса Годунова. В начале XVII в. эуштинский князь Тоян приехал в Москву к Борису Годунову с просьбой взять под защиту Русского государства селения томских татар в нижнем Притомье и поставить русскую крепость в их земле. Тоян обязался помогать собирать ясак в близлежащих землях. И в 1604 г. острог был поставлен на высоком мысе горы на правом берегу Томи при впа­дении в нее речки Ушайки против «Тоянова городка».

В 1628 г. Томский острог стал уже городом, в 1708 г. именовался уездным Тобольской губернии. С 1804 по 1925 г. — центр Томской губернии. В связи с усиленной добычей золота в Томской и Енисейской губерниях с конца 30-х годов XIX в. город стал значительным тор­говым и транзитным центром, затем в конце века в свя­зи со строительством университета — культурным и на­учным центром.

В период строительства железной дороги в Томске насчитывалось 23 православные церкви и два монастыря — Алексеевский мужской основан в 1605 г., в нем же была открыта первая в Томске школа в 1746 г. Женский 14оанно-Предтеченский монастырь основан в 1864 г. на средства, пожертвованные купеческой вдовой Е. И. Ми-хеевой. Многие из православных храмов построены на средства именитых томичей. Кроме церквей, в городе имелось 4 часовни, а также иноверческие храмы—люте­ранская кирха, католический костел, магометанская ме­четь, 3 еврейских синагоги.

Троицкий кафедральный собор, построенный по про­екту К. А. Тона, главного архитектора храма Христа Спасителя в Москве, во многом повторяет по стилю этот храм.

Томск выделялся в деле образования. Подобно томи­чам по поводу строительства дороги, полвека назад вол­новались жители Иркутска и Красноярска, Благовещен­ска и Омска, Тобольска и Тюмени, когда спор по пово­ду основания первого в Сибири университета был решен императором в пользу Томска. Императорский Сибир­ский университет был открыт в Томске в 1888 г., вна­чале с одним медицинским факультетом, затем доба­вился юридический, позднее — остальные. Конечно же, это было детище всей Азиатской России. Деньги на его строительство и оборудование жертвовали многие обще­ственные деятели, богатые промышленники, купцы, представители дворянства Центральной России.

Богатая библиотека университета составилась в ос­новном из даров. Первый вклад сделал граф А. Г. Стро­ганов — богатейшую коллекцию книг, гравюр, рисунков множество уникальных изданий. 5 тысяч томов подарил князь С. М. Голицын. Наследники графа Ф. П. Литке всю его библиотеку также подарили университету. На частные пожертвования университет приобрел библио­теки многих видных деятелей и ученых, в том числе за­рубежных. Иркутский промышленник А. М. Сибиряков купил для университета библиотеку поэта В. А. Жуков­ского, еще в 1879 г., 4674 книги. Это не единственный дар Сибирякова. В зоологический и ботанический музей университета он подарил коллекцию по флоре и фауне полярных стран, собранную экспедицией Норденшельда, которую Сибиряков финансировал. Он же устроил физи­ческий кабинет и химическую лабораторию, а также уч­редил ежегодные премии за лучшие исторические труды по Сибири.

На частные пожертвования основаны и другие уни­верситетские заведения — минералогический и геологи­ческий музей, музей археологии и этнографии, по­строено здание общежития для студентов. Было учреждено 38 стипендий (всего в университете получали стипендии 58 студентов), суммы для которых составляли специальные благотворительные взносы заботливых бо­гатых сибиряков из разных городов. Наиболее крупные стипендиальные вклады носили имена томича Цибуль­ского, красноярца Кузнецова, иркутян Портновой, Си-верса, иркутского генерал-губернатора графа Игнатьева, кяхтинского купечества и других.

В Томске же открыт в 1900 г. первый в Сибири тех­нологический институт, в котором учились не только си­биряки. Например, Сергей Миронович Костриков (в бу­дущем Киров) приехал в Томск учиться из Вятки. В 1930 г. Технологический институт распался на само­стоятельные институты.

В Томске находилось самое большое в Сибири число казенных лечебных заведений — клиник, больничных покоев, аптек. Действовало несколько частных благотво­рительных заведений — приютов для детей и богаделен для стариков. В городе было создано много различных обществ — миссионерских, благотворительных, люби­тельских, музыкальных. Был в городе и каменный театр, построенный Е. И. Королевым и сдаваемый владельцем приезжим актерам.

В истории Томска заметный след оставил П. И. Макушин — просветитель, радетель народного образования, издатель и книготорговец, промышленник. Петр Ивано­вич издавал и редактировал собственную газету «Сибир­ская жизнь», имел свою типографию, книжные магазины в Томске и других городах, в том числе, совместно с В. М. Посохиным открыл большую типографию и книжный магазин в Иркутске, открывал книжные лавки в уездных городах и даже в селах, привозил книги в дальние деревни, стремясь приобщить народ к чтению, предлагая книги по доступным, копеечным ценам. Па­мять о Петре Ивановиче Макушине чтят не только томичи — с 80-х годов в городах Сибири проходят науч­ные конференции, Макушинские чтения.

Томск современный — это крупный промышленный город, сумевший лучше всех других городов Сибири со­хранить неповторимую прелесть старинного сибирского города.

НОВОСИБИРСК. Город, недавно отметивший свое столетие, рождением обязан исключительно железной дороге и даже конкретному человеку, видному инжене­ру-изыскателю, писателю и путешественнику Н. Г. Га­рину-Михайловскому. Разведчики трассы весной 1891 г. остановились возле устья реки Каменки, впадающей в Обь, найдя это место самым подходящим для строи­тельства моста через самую большую реку Сибири. Сре­ди глухой тайги вырос город, первый в Сибири достиг­ший миллионного уровня населения, самыми быстрыми в мире темпами — менее чем за 70 лет.

Две маленькие деревеньки — Гусевка на правом бе­регу Оби и Кривощеково, названное позднее Новой де­ревней, на левом, стремительно разрастались, принимая все новых строителей дороги. Постепенно все выселки слились в один поселок, 5 декабря 1895 г. на сходе жителей поселка было решено переименовать его в Но­вониколаевский, в честь царя Николая II. Одновременно со строительством поселка начали строить большой ка­менный храм во имя Святого Александра Невского. Средства на постройку храма были дарованы импера­тором Николаем II и знатными сибиряками. Но впрочем, собирались они и среди жителей поселка, был даже организован комитет по сооружению собора. Собор строился как памятник на Великом Сибирском пути ца­рю-миротворцу, убиенному Александру III.

Сразу же строились школы. К 1900 г. в поселке их было две. Кроме того, непосредственно на железнодо­рожной станции, называвшейся Обь, на правом берегу реки, строились железнодорожные службы — каменное паровозное депо (первое каменное здание в Новосибир­ске), мастерские, вокзал. Около вокзала построили дере­вянную железнодорожную церковь, просторное здание училища для детей железнодорожных служащих. В суете строительства и первых лет эксплуатации дороги не забывали и о культуре. В железнодорожном училище был устроен театральный зал, где служащие давали лю­бительские благотворительные спектакли, проводились воскресные чтения для рабочих с использованием дико­винки «волшебного фонаря», прообраза будущего кино. Этот волшебный фонарь и фисгармонь для ученического хора были пожертвованы Управляющим делами Коми­тета Сибирской железной дороги статс-секретарем Куломзиным из личных средств. Как и на других крупных станциях, одновременно строились больница с приемным покоем, переселенческий пункт и речные пристани. В Новониколаевске позднее расположилось Управление Средне-Сибирской железной дороги.

Новосибирск (так называться город стал с 1926 г.) сейчас крупный центр развитой индустрии на востоке страны. Около 200 предприятий и объединений представ­ляют свыше 40 народнохозяйственных отраслей, произ­водят качественный прокат металлов и цветные металлы особо высокой чистоты, уникальные тяжелые станки и гидропрессы с программным управлением, мощные Тур­бо- и гидрогенераторы, электрические и литейные маши­ны, новейшие металлорежущие и текстильно-ткацкие станки, горное оборудование, тончайшие электронные и оптические приборы, различные инструменты, телевизо­ры, магнитофоны. Со всей полнотой в городе представ­лены предприятия легкой и пищевой промышленности.

Новосибирск для многих ассоциируется с наукой, Академгородком. В 1957 г. здесь организовано Сибирское отделение Академии наук СССР, началось строительство Академгородка. В жизни города это был новый этап его бурного развития. Сейчас Новосибирск превратился в крупный научный центр Сибири, здесь сосредоточена треть научно-технического потенциала региона.

Первый вуз в Новосибирске — промышленно-техни-ческий институт — открыт в 1929 г. Третий по счету университет в Сибири, после Томского и Иркутского, открыт в Новосибирске. В городе 16 высших и около 40 соедних специальных учебных заведений.

Широко известен Новосибирск и как культурный центр. Звания академического удостоен Новосибирский театр оперы и балета, в стране и за рубежом хорошо из­вестны Новосибирский академический симфонический оркестр и Государственный Сибирский народный хор. Большой вклад в развитие культуры вносят государ­ственная консерватория имени М. И. Глинки, хореогра­фическое училище. Достояние города — 6 драматических и музыкальных театров, картинная галерея, несколько музеев. В Новосибирске находится одна из крупнейших в России Государственная публичная научно-техниче­ская библиотека, отличающаяся, помимо богатства фон­да — в 13 млн. единиц и уникальности книжных кол­лекций, в том числе старопечатных книг, еще и совре­менным уникальным оборудованием.

В 1986 г. в Новосибирск пришло метро.

Новосибирск — город трудовой славы, символами его являются памятники трудовой доблести новосибирцев — установленные на постаменты паровозы, автомобили, ав­тобусы, тракторы. К 40-летию Победы на площади около театра «Красный факел» установлен паровоз машиниста Н. А. Лунина, Героя Социалистического труда. Это имен­ной юбилейный паровоз, сделанный специально для Лу­нина. На этом паровозе машинист Лунин, хорошо изве­стный во время войны, доставил в освобожденный Ста­линград уголь, купленный на личные деньги.

Среди множества почетных и заслуженных имен но­восибирцев нельзя не назвать имя трижды Героя Совет­ского Союза, легендарного военного летчика, маршала авиации А. И. Покрышкина.

Несомненно, что новосибирцы гордятся тем, что в их городе в довоенные годы жил и работал инженером-элек­триком человек удивительно смелой мысли и широкого научного предвидения. Это Юрий Васильевич Кондра­тюк. Среди множества его технических проектов разра­ботан и опубликован проект полета на Луну — схема запуска взлета и стыковки всех модулей проекта, посадки на Луну и возвращения на Землю. Именно этот проект Кондратюка положен в основу американского проекта «Аполлон» при полетах на Луну американских астронавтов. Американцы так и шутят: «Нас на Луну свозил Кондратюк — его идеи, наши деньги. О кей!».

Читать дальше

Категория: География Байкала | Добавил: anisim (27.07.2010)
Просмотров: 2743 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>