АЧИНСК. В 1618 г. тарский воевода
Тугачевский заложил Ачинский острог на реке Июсе, притоке Чулы-Казаки и
стрельцы выполняли караульную службу и охраняли местных жителей от набегов
монгольских и киргизских князьков и ханов. Во время одного из набегов, в 1682 г. острог был сожжен,
затем в 1683 г.
восстановлен, но уже севернее на месте нынешнего города Ачинска, на правом
берегу Чулыма при впадении речки Тептятки. В 1710 г. поставили новый
деревянный острог на правом берегу Ачинки, левом притоке Чулыма. В 1782 г. Ачинск назначен
уездным городом Томской губернии, а в 1822 отграничен к Енисейской губернии.
Строительство
железной дороги ускорило рост города. К началу XX в. он имел уже четыре церкви,
три учебных заведения (женскую прогимназию, мужское училище и приходское
училище), общественную библиотеку, небольшой музей, больницу, аптеку,
богадельню-приют для больных и престарелых. Городскую жизнь определяло
общественное собрание, имелась частная типография, приезжих встречала
гостиница. На станции располагались буфет и врачебно-питательный пункт для
переселенцев.
Название
города происходит от тюркского слова «афи» — горький, соленый. В Ачинской степи
имеется несколько бессточных солоноватых озер.
Город лежит
на берегу Чулыма, на сибирском тракте. Чулым, правый приток Оби, берет начало в
хребтах Кузнецкого Алатау, образуясь из двух рек — Черного и Белого Июсов.
Чулым — река судоходная, что сказалось положительно при строительстве железной
дороги — пароходы с баржами шли из Тюмени, Барнаула и Томска.
Ачинск —
крупный индустриальный город, важный железнодорожный узел Сибири и центра
Среднепричулымского района, входящего в систему КАТЭКа. Главные предприятия
Ачинска — глиноземный комбинат, поставляющий свою продукцию Красноярскому алюминиевому
заводу, и нефтеперерабатывающий завод.
Дают
продукцию и другие предприятия — стройматериалов, ремонтно-механические
заводы, слюдообрабатывающая фабрика, швейная, обувная, мебельные фабрики,
комбинат меховых изделий. Широко представлена пищевая промышленность —
элеваторы, мясокомбинат комбикормовый и молочный заводы.
В городе
обучают студентов нужным в крае специальностям несколько техникумов и училищ.
Культурную
жизнь Ачинска определяют во многом драматический театр, работающий уже более
пятидесяти лет, краеведческий и историко-революционный музеи.
Заметный след
в истории города оставила политическая ссылка, повлиявшая на зарождение
революционного движения.
С Ачинском
связаны судьбы многих интересных людей. В 30-х — начале 40 годов XIX в. здесь
жил местный уроженец, чиновник Д. П. Давыдов, написавший ряд
историко-этнографических работ. Он же автор стихотворения, ставшего народной
песней — «Славное море, священный Байкал».
Ачинск —
железнодорожный узел. На север идет дорога на Маклаково (Лесосибирск). На юг —
к Абакану, Минусинску.
Строить южную
ветку начали в 1913 году силами частной компании. Война прервала работы до 1920 г. Строительство
закончили в 1926 г.,
но только до Абакана. Наиболее трудный 15-километровый участок до Минусинска
со строительством мостов через реки Абакан, Енисей и Минусинскую протоку
Енисея завершили гораздо позднее, уже после войны, когда проложили ветку
Тайшет-Абакан.
Посетим
ненадолго основные станции и города по южной ветке.
АБАКАН. До
30-х годов это был небольшой улус. В 1931 г. его переименовали в город Абакан,
ставший центром вновь образованной Хакасской автономной области, в составе
Красноярского края. Абаканский острог был поставлен в 1707 г., когда почти все
хакасские племена перешли в русское подданство. За шестьдесят лет Абакан из
трехтысячного поселка вырос в большой город, промышленный и культурный центр
Хакасии. В городе многое направлено сейчас на развитие самобытности
хакасского народа — от общеобразовательных школ и средних специальных учебных
заведений до пединститута и научно-исследовательского центра истории языка и
литературы хакасов. В городе имеются драматический театр, краеведческий музей.
МИНУСИНСК.
Город расположен на одноименной протоке Енисея. Основан в средине XVIII в.
Согласно хакасской легенде, название произошло случайно. Два брата поспорили
из-за земельных угодий на речке. Каждый кричал: «Мин юса» — «Моя доля». Отсюда
якобы пошло название реки, затем поселения на ней — Мин юса, позднее стали
произносить Минуса. В 1737 г.
по указанию Сената возле правого притока Енисея, речки Лугазки построен
Лугазский (Лугавский) медеплавильный завод, а чуть позднее на притоке реки Тубы
— Ирбинский железоделательный завод. Работали на заводах приписанные к ним
крестьяне, жившие в специально основанном для них поселении Минюсе. Позднее —
село Минусинское, с 1797 г.
— волостной центр. В 1822 г.
— окружной город Енисейской губернии.
Минусинск,
небольшой захолустный городок, приобрел мировую известность в конце XIX в.
Одна из его главных достопримечательностей— богатыйкраеведческий музей, открытый
в 1877 г.
Н. М. Мартьяновым. Николай Михайлович был фармацевтом, но любовь к краеведению
осилила. Он обучил жену фармакологии, помог сдать экзамены, передал ей аптеку,
а сам занялся изучением Минусинского края, собирал коллекции минералов,
гербарии, предметы истории, затем открыл музей, вдохновляя местное население
своим примером — музей быстро пополнялся уникальными находками со всего округа.
Мировую научную ценность представляет археологический отдел музея. Часть
экспонатов демонстрировалась на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., на Нижегородской в 1896 г. и на Парижской в 1900 г. Музей был награжден
дипломами и медалями этих Всемирных выставок. Одной из лучших в Сибири
считается и библиотека Мартьяновского музея, созданная одновременно с
коллекциями. В ее фонде много уникальных, редких книг. Мартьяновский музей —
первый в Енисейской губернии. Здание построено по проекту иркутского
архитектора Рассушина. В 1951
г. в усадьбе краеведческого музея установлен памятник
Мартьянову. Сохраняется дом, где жил Мартьянов.
Культурные
традиции Минусинскакрепкие и давние.
С 1882 г.
работает городской драматический театр.
В 1914—1916
гг. в Минусинске издавался журнал «Сибирский архив», когдав город был направлен на работу в учительскую
семинарию, из Иркутска, А. И. Линьков учредитель и редактор-издатель этого
журнала.
На сцене
Минусинского драмтеатра играл и ставил пьесы в 1922—1923 гг. известный
писатель-историк, лауреат Государственных премий В. Г. Янчевецкий (В. Ян),
автор исторических романов «Чингис-хан», «Батый», «Путь к последнему морю».
В 1801 —1803
г.г. на средства жителей в селе Минусинском на главной площади выстроен
каменный Спасский собор, сохранившийся до нашего времени.
БОГОТОЛ.
Станция с буфетом и врачебно-питательным переселенческим пунктом выросла рядом
со старинным торговым селом Боготольским. При станции на средства фонда имени
Императора Александра III сооружена деревянная церковь в три придела. Ко
времени закладки храма это была сотая церковь из числа сооруженных на средства
фонда, составленного из частных пожертвований. Строительство дороги
Боготольское встретило как село крепкое, основательное — с каменной
Богоявленской церковью, еврейским молельным домом, двумя сельскими и одним лесным
училищами для детей, двумя богадельнями для стариков и старых
ссыльнопоселенцев. С 80-х годов XVIII в. в Боготольском действовал казенный
винокуренный завод. В 1911 г.
село и железнодорожная станция объединились в город.
МАРИИНСК.
Город расположен на реке Кие, левом притоке Чулыма. Первоначально здесь было
небольшое село Кийское, возведенное в 1856 г. в статус города. В 1857 г. новый город получает
название Мариинск. Начало века он встретит тихой уездной жизнью, большей
частью застроенный деревянными домами. Здесь две православные церкви, одна из
них соборная каменная Никольская, увенчанная высоким шатром. Была и каменная
еврейская синагога, возникшая в период активной золотодобычи на местных
окрестных промыслах. Дети обучались в двух городских начальных училищах, двух
церковно-приходских школах и в школе грамотности. Для больных и старых имелись
богадельня, ночлежный дом для бездомных, аптека. Гостиницами город еще не
располагал, предлагая приезжим лишь меблированные комнаты.
Город
относится к Кемеровской области. Промышленность представлена деревообрабатывающим,
мясным, спиртовым комбинатами, заводами металлоизделии, ликеро-водочным,
пивоваренным, а также швейной, трикотажной, мебельной фабриками. Имеются
техникумы и училища.
ТАЙГА.
Название станции дали глухие, незаселенные к моменту строительства дороги
таежные места, нетронутые девственные леса. Видное место на Великой Сибирской
магистрали станция заняла исключительно как пункт разветвления. Отсюда идет
линия на север, к Томску. В газетах тех лет писали, что выбор места
железнодорожного узла сделан весьма неудачно — среди дикой тайги, вдали от
заселенных мест, к тому же возникли трудности с водой, необходимой паровозам
наравне с топливом. Оказалось, что вода на станции недоступна, залегает очень
глубоко и ее приходилось подвозить в баках с других станций. Изыскатели
объясняли выбор места особенностями природных условий — из других мест провести
железнодорожную ветку до Томска оказывалось невозможным из-за топких болот.
Станция
Тайга тем не
менее активно заселялась, разрастаясь по линии в большой поселок. К началу
эксплуатации дороги при станции на средства фонда имени Александра Щ сооружен
храм во имя Святого Андрея Критского и построена школа.
Тайга — город
Кемеровской области. Работают предприятия железнодорожного транспорта, легкой
и пищевой промышленности, производства стройматериалов. Имеется техникум
железнодорожного транспорта. В 1925
г. Тайга получила статус города.
От Тайги
можно проехать на север до Томска, бывшего в XIX в. самым крупным городом
Сибири. Дорога Тайга — Томск строилась одновременно с основным путем и в 1896 г. по ней началось
движение, в 1898 дорогу эту полностью сдали в эксплуатацию со всеми станциями
и железнодорожными службами. Но это дало малое успокоение томичам, глубоко
обиженным тем, что их город остался в стороне. Ведь окончательный проект
Великого Сибирского пути проходил южнее Томска, а значит, оставлял этот самый
крупный город в стороне.
Столичные и
местные газеты вели оживленную полемику по этому поводу. Печатались даже самые
невероятные слухи и легенды — одни утверждали, что строители обошли Томск в
отместку за скупость и недальновидность местных купцов, не догадавшихся дать
изыскателям взятку. Некоторые репортеры шли еще дальше — «по самым достоверным
слухам» утверждали нелепицы, что инженер путей сообщения К. Я. Михайловский
подослан враждебной иностранной державой. Хотя инженер-изыскатель Михайловский
добросовестно искал трассу именно через Томск, но сплошные, часто непроходимые
болота заставили его изменить первоначальный вариант. К тому же, найденная им
трасса оказалась и экономически выгоднее — переход через Обь найден в наиболее
узком месте, сокращался пробег поездов на 150 верст. В стороне оставались и
Тобольск, древняя столица Сибири, и Колывань, также рассчитывающие на железную
дорогу. Не улеглись страсти даже тогда, когда в Томске были расположены
Управление Средне-Сибирской железной дороги и коммерческая часть сибирской
дороги, позднее и товарная биржа.
ТОМСК. Город
расположен при впадении реки Ушайки в Томь. Основан в 1604 г. по повелению царя
Бориса
Годунова. В начале XVII в. эуштинский князь Тоян приехал в Москву к Борису
Годунову с просьбой взять под защиту Русского государства селения томских татар
в нижнем Притомье и поставить русскую крепость в их земле. Тоян обязался
помогать собирать ясак в близлежащих землях. И в 1604 г. острог был поставлен
на высоком мысе горы на правом берегу Томи при впадении в нее речки Ушайки
против «Тоянова городка».
В 1628 г. Томский острог стал
уже городом, в 1708 г.
именовался уездным Тобольской губернии. С 1804 по 1925 г. — центр Томской
губернии. В связи с усиленной добычей золота в Томской и Енисейской губерниях с
конца 30-х годов XIX в. город стал значительным торговым и транзитным центром,
затем в конце века в связи со строительством университета — культурным и научным
центром.
В период
строительства железной дороги в Томске насчитывалось 23 православные церкви и
два монастыря — Алексеевский мужской основан в 1605 г., в нем же была
открыта первая в Томске школа в 1746
г. Женский 14оанно-Предтеченский монастырь основан в 1864 г. на средства,
пожертвованные купеческой вдовой Е. И. Ми-хеевой. Многие из православных храмов
построены на средства именитых томичей. Кроме церквей, в городе имелось 4
часовни, а также иноверческие храмы—лютеранская кирха, католический костел,
магометанская мечеть, 3 еврейских синагоги.
Троицкий
кафедральный собор, построенный по проекту К. А. Тона, главного архитектора
храма Христа Спасителя в Москве, во многом повторяет по стилю этот храм.
Томск
выделялся в деле образования. Подобно томичам по поводу строительства дороги,
полвека назад волновались жители Иркутска и Красноярска, Благовещенска и
Омска, Тобольска и Тюмени, когда спор по поводу основания первого в Сибири
университета был решен императором в пользу Томска. Императорский Сибирский
университет был открыт в Томске в 1888 г., вначале с одним медицинским
факультетом, затем добавился юридический, позднее — остальные. Конечно же, это
было детище всей Азиатской России. Деньги на его строительство и оборудование
жертвовали многие общественные деятели, богатые промышленники, купцы,
представители дворянства Центральной России.
Богатая
библиотека университета составилась в основном из даров. Первый вклад сделал
граф А. Г. Строганов — богатейшую коллекцию книг, гравюр, рисунков множество
уникальных изданий. 5 тысяч томов подарил князь С. М. Голицын. Наследники графа
Ф. П. Литке всю его библиотеку также подарили университету. На частные
пожертвования университет приобрел библиотеки многих видных деятелей и ученых,
в том числе зарубежных. Иркутский промышленник А. М. Сибиряков купил для
университета библиотеку поэта В. А. Жуковского, еще в 1879 г., 4674 книги. Это не
единственный дар Сибирякова. В зоологический и ботанический музей университета
он подарил коллекцию по флоре и фауне полярных стран, собранную экспедицией
Норденшельда, которую Сибиряков финансировал. Он же устроил физический кабинет
и химическую лабораторию, а также учредил ежегодные премии за лучшие
исторические труды по Сибири.
На частные
пожертвования основаны и другие университетские заведения — минералогический и
геологический музей, музей археологии и этнографии, построено здание общежития
для студентов. Было учреждено 38 стипендий (всего в университете получали стипендии
58 студентов), суммы для которых составляли специальные благотворительные взносы
заботливых богатых сибиряков из разных городов. Наиболее крупные
стипендиальные вклады носили имена томича Цибульского, красноярца Кузнецова,
иркутян Портновой, Си-верса, иркутского генерал-губернатора графа Игнатьева,
кяхтинского купечества и других.
В Томске же
открыт в 1900 г.
первый в Сибири технологический институт, в котором учились не только сибиряки.
Например, Сергей Миронович Костриков (в будущем Киров) приехал в Томск учиться
из Вятки. В 1930 г.
Технологический институт распался на самостоятельные институты.
В Томске
находилось самое большое в Сибири число казенных лечебных заведений — клиник,
больничных покоев, аптек. Действовало несколько частных благотворительных
заведений — приютов для детей и богаделен для стариков. В городе было создано
много различных обществ — миссионерских, благотворительных, любительских,
музыкальных. Был в городе и каменный театр, построенный Е. И. Королевым и
сдаваемый владельцем приезжим актерам.
В истории
Томска заметный след оставил П. И. Макушин — просветитель, радетель народного
образования, издатель и книготорговец, промышленник. Петр Иванович издавал и
редактировал собственную газету «Сибирская жизнь», имел свою типографию,
книжные магазины в Томске и других городах, в том числе, совместно с В. М.
Посохиным открыл большую типографию и книжный магазин в Иркутске, открывал
книжные лавки в уездных городах и даже в селах, привозил книги в дальние
деревни, стремясь приобщить народ к чтению, предлагая книги по доступным,
копеечным ценам. Память о Петре Ивановиче Макушине чтят не только томичи — с
80-х годов в городах Сибири проходят научные конференции, Макушинские чтения.
Томск
современный — это крупный промышленный город, сумевший лучше всех других
городов Сибири сохранить неповторимую прелесть старинного сибирского города.
НОВОСИБИРСК.
Город, недавно отметивший свое столетие, рождением обязан исключительно
железной дороге и даже конкретному человеку, видному инженеру-изыскателю,
писателю и путешественнику Н. Г. Гарину-Михайловскому. Разведчики трассы
весной 1891 г.
остановились возле устья реки Каменки, впадающей в Обь, найдя это место самым
подходящим для строительства моста через самую большую реку Сибири. Среди глухой
тайги вырос город, первый в Сибири достигший миллионного уровня населения,
самыми быстрыми в мире темпами — менее чем за 70 лет.
Две маленькие
деревеньки — Гусевка на правом берегу Оби и Кривощеково, названное позднее Новой
деревней, на левом, стремительно разрастались, принимая все новых строителей
дороги. Постепенно все выселки слились в один поселок, 5 декабря 1895 г. на сходе жителей
поселка было решено переименовать его в Новониколаевский, в честь царя Николая
II. Одновременно со строительством поселка начали строить большой каменный
храм во имя Святого Александра Невского. Средства на постройку храма были
дарованы императором Николаем II и знатными сибиряками. Но впрочем, собирались
они и среди жителей поселка, был даже организован комитет по сооружению собора.
Собор строился как памятник на Великом Сибирском пути царю-миротворцу,
убиенному Александру III.
Сразу же
строились школы. К 1900 г.
в поселке их было две. Кроме того, непосредственно на железнодорожной станции,
называвшейся Обь, на правом берегу реки, строились железнодорожные службы —
каменное паровозное депо (первое каменное здание в Новосибирске), мастерские,
вокзал. Около вокзала построили деревянную железнодорожную церковь, просторное
здание училища для детей железнодорожных служащих. В суете строительства и
первых лет эксплуатации дороги не забывали и о культуре. В железнодорожном
училище был устроен театральный зал, где служащие давали любительские
благотворительные спектакли, проводились воскресные чтения для рабочих с
использованием диковинки «волшебного фонаря», прообраза будущего кино. Этот
волшебный фонарь и фисгармонь для ученического хора были пожертвованы
Управляющим делами Комитета Сибирской железной дороги статс-секретарем
Куломзиным из личных средств. Как и на других крупных станциях, одновременно
строились больница с приемным покоем, переселенческий пункт и речные пристани.
В Новониколаевске позднее расположилось Управление Средне-Сибирской железной
дороги.
Новосибирск
(так называться город стал с 1926
г.) сейчас крупный центр развитой индустрии на востоке
страны. Около 200 предприятий и объединений представляют свыше 40
народнохозяйственных отраслей, производят качественный прокат металлов и
цветные металлы особо высокой чистоты, уникальные тяжелые станки и гидропрессы
с программным управлением, мощные Турбо- и гидрогенераторы, электрические и
литейные машины, новейшие металлорежущие и текстильно-ткацкие станки, горное
оборудование, тончайшие электронные и оптические приборы, различные
инструменты, телевизоры, магнитофоны. Со всей полнотой в городе представлены
предприятия легкой и пищевой промышленности.
Новосибирск
для многих ассоциируется с наукой, Академгородком. В 1957 г. здесь организовано
Сибирское отделение Академии наук СССР, началось строительство Академгородка. В
жизни города это был новый этап его бурного развития. Сейчас Новосибирск превратился
в крупный научный центр Сибири, здесь сосредоточена треть научно-технического
потенциала региона.
Первый вуз в
Новосибирске — промышленно-техни-ческий институт — открыт в 1929 г. Третий по счету
университет в Сибири, после Томского и Иркутского, открыт в Новосибирске. В
городе 16 высших и около 40 соедних специальных учебных заведений.
Широко
известен Новосибирск и как культурный центр. Звания академического удостоен
Новосибирский театр оперы и балета, в стране и за рубежом хорошо известны
Новосибирский академический симфонический оркестр и Государственный Сибирский
народный хор. Большой вклад в развитие культуры вносят государственная
консерватория имени М. И. Глинки, хореографическое училище. Достояние города —
6 драматических и музыкальных театров, картинная галерея, несколько музеев. В
Новосибирске находится одна из крупнейших в России Государственная публичная
научно-техническая библиотека, отличающаяся, помимо богатства фонда — в 13
млн. единиц и уникальности книжных коллекций, в том числе старопечатных книг,
еще и современным уникальным оборудованием.
В 1986 г. в Новосибирск пришло
метро.
Новосибирск —
город трудовой славы, символами его являются памятники трудовой доблести
новосибирцев — установленные на постаменты паровозы, автомобили, автобусы,
тракторы. К 40-летию Победы на площади около театра «Красный факел» установлен
паровоз машиниста Н. А. Лунина, Героя Социалистического труда. Это именной
юбилейный паровоз, сделанный специально для Лунина. На этом паровозе машинист
Лунин, хорошо известный во время войны, доставил в освобожденный Сталинград
уголь, купленный на личные деньги.
Среди
множества почетных и заслуженных имен новосибирцев нельзя не назвать имя
трижды Героя Советского Союза, легендарного военного летчика, маршала авиации
А. И. Покрышкина.
Несомненно,
что новосибирцы гордятся тем, что в их городе в довоенные годы жил и работал
инженером-электриком человек удивительно смелой мысли и широкого научного
предвидения. Это Юрий Васильевич Кондратюк. Среди множества его технических
проектов разработан и опубликован проект полета на Луну — схема запуска взлета
и стыковки всех модулей проекта, посадки на Луну и возвращения на Землю. Именно
этот проект Кондратюка положен в основу американского проекта «Аполлон» при
полетах на Луну американских астронавтов. Американцы так и шутят: «Нас на Луну
свозил Кондратюк — его идеи, наши деньги. О кей!».