ЕКАТЕРИНБУРГ. Город, расположенный на реке Исети, находится на границе между Европой и Азией — пограничный столб «Европа-Азия» установлен недалеко от него, на 1777 км от Москвы, с левой стороны по ходу поезда, идущего на запад. Екатеринбург — это Урал, Каменный пояс, богатый и щедрый, с его дивными каменьями, металлургией, мастерами-умельцами. От станции Екатеринбург идут шесть линий в разные стороны — на Пермь, Челябинск, Курган, Нижний Тагил, Тюмень, Казань. Еще в XIX в. считался городом вполне европейским. Екатеринбург принадлежал к числу лучших уездных городов Европейской России и по справедливости назывался столицей Урала. К началу XX в. число жителей его достигло 50 тысяч.
Основан Екатеринбург в 1721 г. Татищевым и назван в честь императрицы Екатерины II. В 1735 г. здесь учрежден монетный двор, где чеканились особые медные монеты, называемые платы, специальные сибирские монеты из колыванской меди.
К началу XX в. число жителей Екатеринбурга достигло 50 тысяч. В городе имелось 15 православных церквей, Новотихвинский женский монастырь, один старообрядческий храм, 2 старообрядческие часовни, а также евангелическо-лютеранская кирха, римско-католический костел, магометанская мечеть, еврейская молельня. В городе находилась резиденция Екатеринбургско-Ирбитской епархии и духовная консистория. Учебных заведений в городе насчитывалось более 20, несколько благотворительных приютов и богаделен, ночлежный дом.
В Екатеринбурге находились Уральское горное правление, Императорская гранильная фабрика, Уральская химическая и золото-сплавочная лаборатория, метеорологическая и магнитная обсерватория.
С 1870 г. в городе действует краеведческий музей. Имелся каменный театр, 4 частных библиотеки, два летних сада, два бульвара, сквер с памятниками Петру I, Екатерине II, Александру II. Издавались 5 газет — «Епархиальные ведомости» и 4 частных издания. Имелось 8 банков.
Выделялся Екатеринбург и развитой промышленностью. Почти в центре города высилось огромное шестиэтажное здание паровой мельницы купца Симонова. Располагалась мельница близ пруда, при ней сад с оранжереями. Имелась спичечная акционерная фабрика, суконная фабрика, завод паровых машин, писчебумажная фабрика, Верхне-Исецкий металлургический завод, гончарно-печной завод и еще множество мелких заводов и фабрик. Весь город уже в 1897 г. был освещен электричеством, значительно благоустроен.
Екатеринбургу суждено было стать сценой ужасной трагедии, разыгранной по сценарию Свердлова и Ленина их уральским соратником Яковом Юровским с помощниками. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, предварительно выселенного, в доме, названном большевиками «Домом особого назначения», были расстреляны бывший император России и его семья — Николай Александрович Романов, Александра Федоровна, наследник четырнадцатилетний Алексей и дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. А заодно и находящиеся при них врач Боткин, камердинер государя, горничная государыни и повар.
На месте дома Ипатьева, снесенного по приказу обкома партии, планируется ныне возведение часовни или храма.
В 1924 г. Екатеринбург был переименован в Свердловск — он удостоился переименования в честь одного из организаторов уничтожения Императорского Дома. Сейчас городу возвращено его исконное название.
Ныне Екатеринбург, полуторамиллионный город, один из крупнейших в стране центров машиностроения. Заводы тяжелого машиностроения, химического машиностроения, турбомоторный, электротяжмаш и другие оснащают техникой горную промышленность, металлургию, электроэнергетику, химическую промышленность. В числе выдаваемой продукции предприятий города — оборудование для предприятий торговли и общественного питания, многие электробытовые приборы, медицинская аппаратура, шарикоподшипники, металлорежущие инструменты, стальные канаты, кабель, различные пластмассы и изделия из них, химические реактивы, техническая резина, обувь, антибиотики, изделия из уральских самоцветов, ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней, продукция камвольного комбината и льнопрядильной фабрики, предприятий легкой и пищевой промышленности...
Екатеринбург — крупный транспортный узел. Кроме многих железных дорог в нем сходятся автомагистрали, со всего мира принимают самолеты два аэропорта.
Город расположился по живописным холмистым берегам Исети и Исето-Пышминского междуречья, в черте города реки перегорожены плотинами, образовавшими цепь водоемов — красивых прудов, ставших излюбленным местом отдыха горожан.
Екатеринбург — город студенческий, они обучаются почти в двух десятках вузов, пользующихся заслуженной елевой и высокой репутацией среди вузов страны. Большой потенциал имеет и академическая наука Урала, весомый вклад в развитие многих отраслей вносят многочисленные научно-исследовательские и проектные институты.
Богат Екатеринбург и музеями — посетить интересные экспозиции приглашают и областной краеведческий музей, и картинная галерея, и Уральский геологический музей, показывающий все богатство сказочного края, и литературные музеи — имени Мамина-Сибиряка и Дом-музей П. П. Бажова, и другие музеи города. Еще с середины XIX в. Екатеринбург заявил о себе как о центре музыкальной и театральной культуры. В городе театры оперы и балета, драматический, музыкальный, театр юного зрителя и театр купол, филармония, консерватория, Уральский русский народный хор, музыкальные училища...
С Екатеринбургом связаны имена многих известных людей. Здесь родился, провел детство, получил образование изобретатель паровой машины И. И. Ползунов, родился писатель Ф. М. Жемчужников, жили и работали писатели Д. И. Мамин-Сибиряк, П. П. Бажов.
Урал — родина многих выдающихся людей — это и отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы, создавшие первый в России паровоз, испытавшие его на ими же построенной железной дороге между рудником и заводом в Нижнем Тагиле и на Алтае. На Урале провел первые годы жизни, учился композитор П. И. Чайковский, изобретатель радио А. С. Попов и многие другие.
Покинув Екатеринбург, мы переваливаем Уральский хребет, Каменный пояс, железные ворота — по-разному называли его в старину. На двенадцатом километре от Екатеринбурга стоит пограничный обелиск «Азия — Европа». Мы покидаем Азию, покидаем Сибирь, покидаем Зауралье, мы въезжаем в Европу, в европейскую часть России, в российскую метрополию, в Предуралье. Эта земля давно известна просвещенной Европе, давно известна русским. Еще в античные времена до Александра Македонского доходили глухие отголоски того, что где-то за таинственными Гиперборейскими горами лежит темная загадочная страна мрака и холода, там ночь бывает по полгода, а люди лохматые как звери и бегают, привязав к ногам палки, по глубоким снегам и бегают быстрее быков. Потом столетиями Европа повторяла другую легенду — есть далекие темные горы и в тех горах живет заклепаный Александром Македонским народ — провинился он чем-то и Александр загнал этот народ на край света. Правда, есть в Сибири народы, которые ушли в глубь азиатского материка, спасаясь от преследователей, например, якуты. Но это случилось много веков спустя после смерти Македонского, в первом веке от Рождества Христова. Отголоски легенд и реальных событий нашли свое отражение и в более поздних русских летописях, повествующих о походах новгородцев к Железным воротам, то есть к уральским горам. В Несторовской летописи в записи за 1096 год можем читать: «Хочу сказать, что слышал года четыре тому назад, а говорил мне новгородец Гюрята Рогович так: как отправил он своих слуг и воинов на Печеру, к людям дающим дань Новгороду, а с Печеры пошли его люди в Югру. А Югра соседят с Самоядью в полунощных странах и говорили югорские люди воинам Роговича, что в горах, которые зашли в море и стоят высотою да небес, слышен говор и клич великий и секут ту горы люди и хотят из гор высечся. И просечено в горах оконце малое и из оконца машут рукою и просят железо, а кто даст тем людям топор или секиру, то взамен они дают и соболей, и куниц, и белок. Путь до тех гор непроходим пропастями, снегами и лесом. И сказал я Гюряте,— пишет Нестор,— что люди эти заклепаны за медные ворота Александром Македонским, как повествует о том Мефодий Потарийский». Вот такие легенды. Но за ними реальность — новгородцы доходили до Урала и далее до Иртыша и Оби еще в XI-XII веках и торговали с местными народами, выменивая у них пушнину за ножи, топоры, секиры. Не из каких гор этим народам высекаться не надо было, а надо было постоянно отстаивать свою свободу и жизнь, ибо малые народы Сибири постоянно враждовали и вели войны между собой. Давно замечен такой парадокс — малые народы, как правило, воинственны. Но здесь нет никакого парадокса, а есть закон — воинственные, немирные народы всегда малые, ибо постоянно подвергаются истреблению. Всегда воинственны кочевые народы — они ведут борьбу за новые пастбища, воды, пути следования. Землепашцы — это оседлый народ, оседлый народ всегда мирный —- он в обороне, он защищает свою землю, дом, детей и жену. Оседлый народ, всегда великий народ, он растет и раздвигает свои пределы, имея за спиной мощную государственность и трудом осваивая новые земли. В Сибири не было оседлых народов.
Постоянная вражда малых народов Сибири между собой способствовала тому, что русские быстро продвигались в глубь Азии — многие народы и племена вступали в подданство под высокую руку русского царя, ища защиты и мира. Русские никогда не вели в Сибири истребительных войн, какие вели в Америке и в Африке европейцы, истребляя целые народы, государства и цивилизации. Достаточно вспомнить судьбы индейцев майя, инков и ацтеков, государства и цивилизации которых прекратили свое существование. Русские в Сибири никого не заковывали в кандалы, не загоняли в рудники и на плантации, не вели работорговлю. Мартиролог Африки числит сто пятьдесят миллионов рабов, вывезенных в Европу и Америку, истребленных, замученных непосильным трудом. Ни Европа, ни Америка не знают законов, защищающих рабов. В России были изданы десятки указов о непричинении вреда инородцам, о защите их от хищнической эксплуатации и от обмана.
История сегодняшнего дня наглядно показывает, что многие малые народы Закавказья, Средней Азии и Европы, не имея над собой мощной централизованной власти, не умеют жить мирно.
После Урала мы подряд проедем Пермскую область, Удмуртскую автономную республику, Кировскую, Костромскую, Ярославскую и Московскую области. В Москве наше путешествие закончится.
ПЕРМЬ. Это центр северного Предуралья. Отсюда начинается большой Сибирский тракт, сыгравший огромную роль в освоении Сибири. В 1723 г. на месте деревни Ягошихи, возникшей еще в начале XVII в., при впадении реки Ягошихи в Каму был построен медеплавильный завод с поселком. В 1781 г. поселок стал городом, ас 1781 г. — центром Пермского наместничества, с 1796 г. — губернским городом. В Перми в 1807-1830 гг. находилось Горное управление уральских заводов. С XIX в. этот город, порт на Каме, стал крупным торговым центром. Еще больше оживился город со строительством Уральской железной дороги, пришедшей в Пермь в 1874 г.
Пермь — город-труженик, где преобладают отрасли тяжелой индустрии, машиностроения. На его предприятиях изготавливается разнообразное оборудование для металлургии, горной и лесной промышленности. Продукция предприятий города очень многообразна, в ее числе и электротехническая продукция, сложная бытовая техника, моторы, станки, речные суда, велосипеды, музыкальные инструменты, проигрыватели. Химическая промышленность поставляет фосфорные удобрения и серную кислоту, красители, большой ассортимент предметов бытовой химии. В Перми — крупный полиграфический комбинат, фабрика Гознака. В 1954 г. была построена Камская ГЭС, с судоходными шлюзами.
Около десяти высших учебных заведений готовят высококлассных специалистов.
Пермь — город, хорошо известный в музыкальном и театральном мире. Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из старейших в стране музыкальных театров. Для него готовят новых мастеров сцены хореографическое училище и музыкальное. Любимы зрителями также театры драмы, ТЮЗ, Кукол, областная филармония. Значительный вклад в культурный облик города вносят картинная галерея с уникальной коллекцией деревянной пермской скульптуры — религиозной деревянной пластики северо-западного Приуралья XVII — начала XVIII вв. Имеется краеведческий музей с филиалами.
С Пермью связаны судьбы многих известных людей. Ее невольными жителями были находившиеся в ссылке в 1835 г. А. И. Герцен, в 1880—1881 гг. писатель В. Г. Короленко.
Но Пермь еще и родина гениального изобретателя радио А. С. Попова, здесь учились будущие писатели Мамин-Сибиряк и Бажов.
Три года, с 1947 по 1950 город носил другое имя, Молотов.
Вскоре после станции Верещагино начинается Удмуртская автономная республика. Перед станцией Балезино железная дорога пересекает реку Чепцу, и здесь от станции Пибаныпур идет ветка к столице Удмуртии городу Ижевску, до него 146 км. Город Ижевск находится на реке Иже, притоке Камы. Основан в 1760 г., вырос из поселений вокруг оружейного и сталелитейного заводов.
Вдоль реки Чепцы поезд идет очень долго, более двухсот километров идут они рядом, почти до впадения Чепцы в Вятку недалеко от города Кирова.
БАЛЕЗИНО — это небольшой городок, центр Балезинского района Удмуртии. Жители его трудятся на предприятиях железной дороги, литейно-механическом заводе, льнозаводе, лесоперерабатывающих предприятиях и других.
ГЛАЗОВ. Этот город на судоходной реке Чепце — крупный районный центр Удмуртии. Образован город в 1780 г. В 1921 г. была образована вотская автономная республика, Глазов был уездным центром. Вотяки, или удмурты, как сейчас называется эта народность, принадлежат к финно-угорской группе языков. Глазов — важный пункт переработки и транспортировки древесины и изделий из нее. Промышленность города разнообразна. Это и завод химического машиностроения, и завод металлоизделий, мебельная фабрика, производство стройматериалов, предприятия легкой и хорошо развитой пищевой промышленности. В городе имеется пединститут, техникумы и училища. Краеведческий музей.
КИРОВ. Областной центр Кировской области, бывшей Вятской губернии. И сам город Киров назывался с конца XVIII века Вяткой, а до этого он известен как город Хлынов. Основан Хлынов еще в XII веке новгородской вольницей, ушкуйниками, теми самыми людьми, которые не раз ходили к Железным воротам в торговые и военные походы. Хлынов до XV века сохранял свою самостоятельность (новгородские традиции), но потом подпал под высокую руку Москвы.
Вятка в прошлом город ремесленников и художников, а с начала XIX века место политической ссылки. Одним из первых ссыльных в Вятке являлся Карл Витберг, фактический автор идеи создания храма-памятника в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Он же и разработал первый проект храма Христа Спасителя, но был сослан по политическим мотивам. Второй тур конкурса на лучший проект храма Христа Спасителя окончился победой проекта Константина Тона. Этот проект и лег в основу строительства знаменитого храма-памятника.
В Вятке отбывали ссылку А. И. Герцен и М. Е. Салтыков-Щедрин.
В Вятке в середине XIX века жил знаменитый мастер часовых дел Бронников. Это единственный в мире мастер, который изготавливал полностью часы из дерева. Все: корпус, механизм, пружины — было из дерева. В мире сегодня известно около дюжины часов Бронникова, одни из них хранятся в Ангарске Иркутской области в музее часов.
ЯРОСЛАВЛЬ. Последним крупным старинным городом на пути в Москву является древний Ярославль — областной центр Ярославской области. Город когда-то зародился на стрелке, у места слияния рек Которосли и Волги. Сегодня на этом месте парк и мемориал Вечного огня. Основал город Ярослав Мудрый в XI веке. Приведя в подданство местные племена, он велел заложить город, и в память этого Ярославль имеет выразительный герб — медведь с секирою в лапах. В начале XIII века Ярославль уже столица самостоятельного удельного княжества. Ярославль — один из городов Древней Руси, который оказывал яростное сопротивление нашествию Золотой Орды. После жестокой осады и сражения город был захвачен и сожжен, разорен, а жители перебиты или уведены в полон. Но город возродился — свято место не будет пусто. В XV веке Ярославль присоединен к Москве и вскоре становится важнейшим торговым центром российского государства.
В Ярославле сохранился древнейший и крупнейший архитектурный ансамбль — Спассо-Преображенский монастырь — удивительный памятник истории и культуры начала XVI века. Здесь более ста лет назад основан историко-архитектурный музей-заповедник. Спассо-Преображенский монастырь не только одна из крупнейших крепостей Поволжья — это еще и давний центр духовной жизни. Здесь было открыто одно из первых на Руси духовных училищ, здесь хранилось богатейшее собрание древних книг, рукописей, грамот, государственных актов, среди которых единственный экземпляр «Слова о полку Игореве».
В начале XVII века, а именно, в 1612 году, когда Москву временно захватили польские интервенты, Ярославль стал фактической столицей Русского государства. Именно у стен Ярославля Минин и Пожарский собирали народное ополчение, именно здесь ярославцы и все русские люди собирали казну — деньги, украшения, меха, серебро и золото, чтобы вооружить ополченцев. Отсюда начался освободительный поход на Москву, завершившийся изгнанием оккупантов.
В XVII веке Ярославль по занимаемой площади и по количеству жителей уступал только Москве. В богатом Ярославле строилось множество храмов. В 1658 году город постигло большое несчастье — пожар уничтожил почти все строения, но Ярославль постепенно отстроился заново, приобретая свой неповторимый облик — «ярославский» стиль в архитектуре.
Ярославль — родина национального русского театра — его основал в XVIII веке выдающийся актер и режиссер, художник и драматург Федор Волков.
От Ярославля до Москвы остается немногим более четырех часов пути. Пора собираться. Уложить вещи, сдать постель проводнику, обменяться с попутчиками адресами и телефонами, переодеться, приготовиться к встрече (и может быть впервые!) с главным городом России, ее древней столицей, величавой Москвой. Какие бы события ни шумели над страной, Москва была и остается великим и могучим городом, центром всероссийских событий, и никакие лихолетья не зачеркнут ее значимости в истории России и всего мира. Москва основана в 1147 году Юрием Долгоруким и в 1997 году она отметит свое 850-летие. Это древний и вечно молодой город.
Поезд прибывает на Ярославский вокзал — отсюда от Москвы до Владивостока начинается самая протяженная в мире железнодорожная магистраль. Отсюда начинают свой путь все, кто хочет увидеть всю огромную Россию — Урал, Сибирь, Дальний Восток. Будучи в Москве, побывайте обязательно на Красной площади — вы ощутите живое, благотворное дыхание истории, вы почувствуете величие российской государственности. От Красной площади начинаются десятки экскурсионных маршрутов — выбирайте любой из них и вы услышите удивительные и волнующие рассказы о главном городе России.
1890 г.
Расстояние между Москвой и Иркутском 5108 верст.
Маршрут скорого поезда прямого сообщения без пересадки между Москвой и Иркутском: МОСКВА (Московско-Курская ж. д.) — Тула — Ряжск (Сызранско-Вяземская ж. д.) — Самара (Самаро-Златоустовская ж. д.) — Челябинск — Шумиха — Курган — Макушино — Петропавловск — Исиль-Куль — Омск (Сибирская ж. д.) — Татарская — Каинск — Чулым — Кривощеково — Обь — Болотное — Тайга — Мариинск — Боготол — Черноре-ченская — Красноярск — Ольгинская — Канск — Илан-ская — Тайшет — Нижнеудинск — Тулун — Зима — Половина — Иннокентьевская — ИРКУТСК.
Поезд отправляется раз в неделю в субботу вечером из Москвы, в пятницу днем из Иркутска. Находится в пути, следуя на восток — 203 часа 13 минут (8 суток 11 часов 13 минут), на запад — 207 часов 10 минут (8 суток 15 часов 10 минут). В расписании указывалось расстояние от Москвы до всех станций и от Иркутска до всех станций, прибытие на каждую станцию, причем указывались не только часы и минуты, но и время суток, утро, день, вечер или ночь, а также день недели и длительность стоянки). Цена билета от Москвы до Иркутска.
Скорый поезд.
I класс — 75 руб. 60 коп., II класс — 45 руб. 35 коп. и плацкарта по каждой железной дороге отдельно
I класс — 75 руб. 60 коп., II класс — 45 руб. 35 коп.
В скором поезде все места нумерованы и пассажиры должны еще приобретать плацкарты по 1 руб. 50 коп. по каждой дороге отдельно и уплачивать за постельное белье 1 руб. в смену, служащую не более 3 суток.
Пассажирский поезд.
I класс — 63 руб., II класс — 37 руб. 80 коп., III класс — 25 руб. 20 к.
Каждый пассажир имеет право провозить бесплатно одного ребенка до пятилетнего возраста. За остальных детей и детей в возрасте от 5 до 10 лет взимается плата в размере 1/4 платы за взрослых пассажиров.
Каждый пассажирский билет дает право на провоз одного пуда багажа, а детский 20 фунтов. За провоз багажа сверх сего плата взимается за каждые 10 фунтов по багажному тарифу.
Желающие проехать через всю Сибирь были не только в России. Европейская международная компания железных дорог добилась-таки разрешения русского правительства на туристические поездки по Транссибирской магистрали. Первый восточный экспресс отправился в августе 1898 года, не дождавшись даже полного завершения строительства. Состав — паровоз и пять вагонов. Один из вагонов служил салоном для приятного времяпровождения, с удобной мягкой мебелью в дорожном исполнении, имелось пианино, библиотека, буфет. Отдельный багажный вагон имел темную комнату для любителей-фотографов, где можно было проявить фотопластинки и напечатать фотографии, не ожидая возвращения из путешествия.'
Здесь же располагался гимнастический зал и душевая. Конечно, проезд в таком поезде стоил значительно дороже: в первом классе 400 рублей, во втором — 275.