3. РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С окончанием войны культурная
жизнь города входит в мирное русло. Общая духовная атмосфера послевоенных лет
была пронизана радостью и гордостью за Победу. Население устало от полных
лишений военных будней. Значительно возрос интерес к театру,
музыкально-концертной жизни, художественным и музейным выставкам.
В открытой в 1940 г. Иркутской
государственной филармонии начинает работать музыкальный лекторий. В задачи
лектория входила популяризация русской и западноевропейской музыкальной
культуры среди населения города. Для этого были созданы циклы лекций-концертов,
в которых участвовали не только работники филармонии, но и сотрудники других
театров, радиокомитета.
На протяжении многих лет, с
1945 по 1981 г.,
работой музыкального лектория руководил Владимир Федорович Сухиненко. Блестящая
эрудиция, располагающая к себе манера изложения музыковедческого материала
сделали его необычайно популярным среди музыкальной публики.
Еще в конце войны Иркутский
театр юного зрителя произвел набор юношей и девушек в собственную студию, их
талант в полной мере проявился в послевоенных спектаклях.
Конец 1940-х гг. был не лучшим
для театра временем: в ТЮЗе впервые уменьшился актерский состав и материальные
возможности, калейдоскопически сменяли друг друга творческие руководители
(после З.С. Вина вернулся В.Я. Молдавский, потом руководили П.Н. Розанов, И.С.
Городецкий). И все-таки с конца 1940-х гг. в ТЮЗе играются спектакли по пьесам
В. Розова, А. Арбузова, по роману В. Каверина «Два капитана» — произведениям,
ставшим основой советской классики.
Пришедший в ТЮЗ в 1953 г. режиссер Семен Савельевич
Казимировский в первый же свой сезон принял к постановке «Оптимистическую
трагедию» Вс. Вишневского, поставив спектакль на два года раньше, чем Г. А.
Товстоногов на ленинградской сцене.
В 1948—1949 гг. Иркутский
областной художественный музей пережил новый импульс развития: количество новых
поступлений в коллекцию музея было больше, чем во все музеи страны. Это прежде
всего заслуга директора музея А.Д. Фатьянова, уникального человека, известного
искусствоведа и собирателя.
Он хорошо знал все иркутские
частные собрания и коллекции, десятилетиями поддерживал связь со столичными
коллекционерами. Высоко оценивая уровень его профессионализма, коллекционеры
дарили ему первоклассные произведения для музея. В эти годы достоянием музея
стали полотна Н.Е. Маковского, Ф.А. Малявина, И.Н. Крамского, A.M.
Васнецова, графика И.Е. Репина, Л.А. Бруни, наметились контуры будущей коллекции
скульптуры. Большой вклад в развитие художественного музея внесли иркутяне.
|