До 40 % его продукции
экспортировалось в 32 страны мира, из них больше всего — в Индию и Китай. На
заводе было 22 цеха, а число рабочих превышало 7 тыс. человек. Коллектив завода
построил самую крупную в мире драгу с объемом черпака 600 литров, которая была
смонтирована в Мамско-Чуйском районе области.
К концу одиннадцатой пятилетки
крупнейшим в радиотехнической промышленности стало производственное
объединение «Восток» (Иркутский завод радиоприемников).
Его продукция, как и изделия
Иркутского релейного завода, предназначалась для военно-промышленного
комплекса. Эти предприятия первыми в области столкнулись с проблемами
финансирования и реализации своей продукции, не осознав пока ни причин, ни
последствий этого.
Более 90 % продукции
Иркутского станкостроительного завода, который выпускал токарно-винторезные
станки различных модификаций, вывозилось за пределы области. Энергетические
предприятия города — Иркутская ГЭС, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и Ново-Иркутская ТЭЦ — обеспечивали теплом и
электроэнергией как промышленность, так и жилые массивы города.
Дальнейшее развитие получила
пищевая промышленность. На Иркутском масложиркомбинате производилось до 10 %
общероссийского объема масложировой продукции, по объемам производства он
входил в число пяти крупнейших комбинатов России.
С каждым годом наращивал темпы
производства продукции Иркутский мясокомбинат, сотрудничая с Монгольской
Народной Республикой, большая часть продукции которого вывозилась за пределы
области.
Макаронная, кондитерская,
чаеразвесочная фабрики, пивоваренный, ликероводочный заводы, мелькомбинат и
хлебозаводы обеспечивали своей продукцией не только население города, но и
области.
В Иркутске сформировалась
крупнейшая база строительной индустрии, в состав которой входили пять крупных
предприятий Главвостоксибстроя, в их числе мельниковский завод ЖБИ и завод
нерудных материалов треста «Железобетон», мельниковский и ленинский заводы
крупнопанельного домостроения Иркутского ДСК и завод «Стройдеталь» треста
«Востоксибстройкомплект».
На объектах жилья и
соцкультбыта работали замечательные кадры строителей. Среди них лауреат
Государственной премии СССР Н.И. Хоминок, кавалер орденов Октябрьской Революции
и Трудового Красного Знамени бригадир монтажников ДСК В.И. Сапега, кавалер
ордена Ленина бригадир маляров Л.К. Сурикова и др.
Итак, к концу XX столетия
ведущую роль в экономике города играла промышленность, причем такие ее отрасли,
как металлообработка и машиностроение. В связи со строительством железной
дороги Тайшет — Лена — Северобайкальск
Иркутск терял свою роль
перевалочной базы для транспортировки продукции в северные районы страны, но
возрастала его роль как научного и образовательного центра не только области,
но и Сибири.
Здесь были сосредоточены все
структуры центральной, областной и городской власти с присущей ей системой
материального и информационного обеспечения и ростом чиновничьего аппарата, что
характеризовало Иркутск как административный центр.
|