С пуском ГЭС Иркутск стал
энергопроизводящим центром, что сказалось на развитии других отраслей
промышленности. Крупным машиностроительным предприятием в городе был завод
тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева. С 1947 г. здесь вновь стали
выпускать драги для золотодобывающей промышленности, но теперь уже не 50-, а
150-литровые производительностью 100 куб. метров в
час. В 1949 г.
был освоен выпуск 240-литровой драги производительностью 250 куб. метров в
час, а в 1958 г.
— 250-литровой драги производительностью 320 куб. метров в
час и глубиной черпания 15
метров.
Наряду с этим коллектив завода
освоил производство механизированных трубоволочильных и калиброванных станков
с усилением волочения от 1 до 150 тонн. Они имели спрос не только в стране, но
и за рубежом: успешно работали в Чехословакии, Польше, КНДР, Ираке. Много
усилий приложили инженеры, техники и рабочие завода, чтобы начать выпуск
карусельных и конвейерных машин для разливки свинца, меди, чугуна, бронзы,
латуни, алюминия и других металлов и сплавов. Эта техника пользовалась особым
спросом, заказов на нее поступало больше всего. Главный технолог ИЗТМ А.
Архипов был в числе тех, кто в 1950
г. был удостоен звания лауреата Сталинской премии за
создание первого советского рельсового стана.
Большие изменения происходили
на авиационном заводе. Во много раз возрос объем производства на Иркутском
станкостроительном заводе, где появились новые инструментальный, ремонтный,
сборочный цехи, были установлены две компрессорные станции. Завод стал
выпускать более мощные токарно-винторезные станки типа 1АБ-17 и 1Р-62 с высокой
скоростью резания. Станки пользовались большим спросом на предприятиях Сибири.
В 1953 г. вступил в строй
действующих ремонтно-механический завод «АнгарГЭСстроя». В 1956 г. начал выпуск
продукции — стиральных машин и металлоизделий — завод «Сварщик». В 1959 г., после реконструкции,
ремонтно-механический завод стал специализироваться на производстве карданных
валов и запасных частей к автомашинам и тракторам и получил название «Автотрактородеталь».
С 1963 г.
завод «Востсибэлемент» в связи со специализацией стал называться Иркутским
релейным заводом.
Техническую реконструкцию в
эти годы пережила Иркутская слюдяная фабрика. На ней был освоен выпуск изделий
для электротехнической и радиотехнической промышленности страны, в частности
радиодетали, калиброванные подборы, телевизионные пластинки, микалента,
конденсаторная слюда и др. В результате фабрика стала одним из ведущих предприятий
слюдяной промышленности страны. Дальнейшее развитие получили отрасли строительной
индустрии, началось сооружение железобетонных заводов. Первым был построен
завод ЖБИ в Ленинском районе Иркутска мощностью 25 тыс. изделий, позднее такой
же завод появился в поселке Мельниково.
|