Старый Иркутск становится новым
В отличие от людей города с
возрастом не стареют, а, наоборот, обновляются, расширяются, становятся более
красивыми и уютными. Это отчетливо видно на примере Иркутска. В послевоенный
период в связи с развитием производительных сил области быстро росла
численность его населения. В довоенном Иркутске (1939) проживало 243,4 тыс.
человек, по числу жителей он занимал 30-е место в СССР. В 1956 г. население города
составляло 314 тыс., в 1960 г.
— 385 тыс., в 1967 г.
— 420 тыс. В 1975 г.
здесь появился полумиллионный житель.
Сразу же после войны город
столкнулся с проблемой обеспечения населения жильем. Надеяться на выделение
средств из государственного бюджета на городское строительство не приходилось,
так как восстанавливались города и селения, на территории которых проходили
военные сражения. В этих условиях горсовет предложил руководителям предприятий
строить квартиры для своих работников собственными силами и средствами. В 1947 г. были сделаны точные
расчеты и определены задания каждому коллективу: авиационный завод должен был
построить 100, завод имени В.В. Куйбышева — 35, авторемонтный — 25 квартир,
всего 456 жилых одноквартирных и двухквартирных домов. Площадки для
строительства выбирали недалеко от предприятий, застраивали свободные участки
земли в городе. В результате появились целые микрорайоны, относящиеся к одному
предприятию: авиационный завод застраивал Иркутск-II,
завод имени Куйбышева — предместье Рабочее (куйбышевские дома), кирпичный завод
— район Лисихи.
К концу четвертой пятилетки в
центральной части города были построены Дом пилота (сейчас в нем на первом
этаже находятся кассы Аэрофлота), Дом специалистов по улице Марата, здание
межобластной партийной школы (улица Сухэ-Батора, 9, педагогический
университет), завершено строительство учебного корпуса института иностранных
языков (ныне здание Лингвистического университета), который был открыт в 1948 г. В 1949 г. завершилось строительство
жилого 28-квартирного дома для «стахановцев и ИТР» на углу улиц К. Маркса и Б.
Хмельницкого. В этом же году центральную улицу украсил еще один трехэтажный
жилой дом (недалеко от улицы Пролетарской), продолжалось строительство здания
«Востсибугля», было сдано в эксплуатацию здание филармонии. В 1950-е гг. была
проведена реконструкция зданий Управления Восточно-Сибирской железной дороги
по улице К. Маркса. Несмотря на трудности послевоенного времени, архитекторам и
строителям удалось сохранить уникальность оформления фасадов домов,
монументальность всего сооружения.
|