В 1947 г. на центральной улице
города прокладывали канализацию и одновременно вели реконструкцию ее старых
зданий. Завод имени В.В. Куйбышева надстроил несколько этажей над
парикмахерской на углу 5-й Красноармейской и улицы Б. Хмельницкого,
автосборочный завод возводил этажи над аптекой на углу 4-й Красноармейской
(улица Киевская), надстраивались этажи над рестораном «Байкал» и третьим
почтовым отделением.
Реконструировано было здание
финансово-экономического института (ныне Экономическая академия). По улице К.
Маркса были заменены все фонарные столбы.
Весной вдоль улицы были
высажены тополя. Центральная улица города стала одной из красивейших улиц, и
горожане любили прогуливаться здесь в вечернее время. В целом же Иркутск
послевоенного времени продолжал оставаться на 90 % деревянным и преимущественно
одноэтажным.
В 1949 — 1953 гг. главным
архитектором Иркутска был С.А. Гусаров. Вспоминая эти годы, он писал, что
капитального строительства было очень мало — три-четыре дома в год.
В основном строились индивидуальные
дома, застраивались поселки, но планы на будущее были грандиозные. В 1950 г. был разработан
генеральный план развития Иркутска. Автором его был московский архитектор В.Н.
Симбирцев, по проекту которого восстанавливался Волгоград, за что архитектор
был удостоен Государственной премии СССР.
Уже тогда планировалось будущее
Иркутска как административно-культурного центра с ограничением промышленного
строительства в черте города и сохранением его исторической архитектуры. Город
тогда был разделен на 5 районов: Нагорный, Кировский, Сталинский, Ленинский,
Свердловский.
Протяженность его улиц
составляла 257
километров, и почти все они не имели никакого покрытия,
только 25 километров
были выложены булыжником. В 1946
г. был проложен асфальт по улице Доронина (ныне улица
Российская), это была первая асфальтированная улица города.
В следующем году были
заасфальтированы улицы Дзержинского, Литвинова, Урицкого. В городе прокладывали
магистральные линии водопровода, к которому стационарно подключались крупные
здания и от которого сооружались временные водоводы в индивидуальные усадьбы и
бараки.
Проблемой для жителя города
было электрическое освещение. Газета «Восточно-Сибирская правда» писала как о
достижении 1950 г.,
когда электрическая лампочка загорелась в 1500 квартирах города.
В 1951 г. на электрификацию
жилья было израсходовано 300 тыс. рублей. Электрический свет пришел в дома
поселка Кирова, на улицы Ушаковскую, Сарафановскую, Дальневосточную, 9-ю
Советскую и др.
|