Городские слои населения
Иркутска по-разному реагировали на происходившие процессы. Одни старались
приспособиться и использовать возможности, которые предоставляла жизнь, другие
впадали в социальную апатию.
Городские власти были
обеспокоены ростом преступности. 80 % всех правонарушений совершались в пьяном
виде. Весьма существенными были потери рабочего времени от прогулов. В этих
условиях администрация города наращивала систему контроля: только в 1966 г. в Иркутске насчитывалось
7 тыс. контролеров, 26 тыс. народных дружинников.
На полную мощь работала
система партийной пропаганды. Только в 1965 г. в коллективах города было прочитано 38
тыс. лекций. Свыше 1 тыс. депутатов Советов всех уровней проводили
массово-политические мероприятия. Более 23 клубов города ежедневно раскрывали
свои двери для проведения вечеров, киносеансов.
Профсоюзные организации
Иркутска, насчитывавшие свыше 100 тыс. человек, занимались вопросами соцсоревнования,
культурно-массового досуга. В городе было свыше 600 агитколлективов, около 7
тыс. агитаторов, стремившихся дойти до каждого работающего и учащегося. 120
общежитий города были объектами идейно-воспитательной работы массовых общественных
организаций. К 1985 г.
в городе насчитывалось уже 20 тыс. политинформаторов, лекторов, агитаторов
Партийную власть раздражала
деятельность трех церквей города. В партийных документах постоянно
подчеркивалась недостаточность атеистического воспитания. В штыки
воспринимались такие явления, как крещение детей, религиозные праздники,
особенно Пасха.
При Советах действовали
комиссии по соблюдению законодательства о религии. Они вместе с партийными
органами следили за отправлением горожанами религиозных культов, проведением
праздников, прослушивали церковные проповеди, изучали состояние вероисповедания
в городе. Партийные комитеты пытались противопоставить церкви активную
атеистическую пропаганду. Только в 1982 г. по этой теме было прочитано 1180 лекций.
В вузах читались курсы по атеизму.
Тем не менее в кругах
городской интеллигенции, студенческой молодежи постоянно проявлялись нотки
критического отношения к общественной жизни. Не случайно на 19-й городской
партконференции (1966) был подвергнут критике коммунист, сотрудник «Советской
молодежи» Б. Черных, подготовивший «платформу», отвергающую партийное
руководство комсомолом. Он выступал за придание комсомолу самостоятельности. В
итоге он был снят с работы и исключен из партии.
Серьезную озабоченность
властей вызывала та часть молодежи, которая была настроена особенно критически.
Об этом можно судить по настроениям студенческой молодежи. На одном из
диспутов в ИГУ на тему «Время и мы» студенты высказывались так: «В нашем
обществе нужна оппозиция», «У нас нет свободы печати», «Советы — это придаток
партии». Доставалось и преподавателям, которые не опровергали этих воззрений.
На домашних магнитофонах воспроизводились записи песен В. Высоцкого, Б. Окуджавы,
выступления сатириков, не разрешенных в публичных исполнениях.
|