В принятом постановлении Ф.А.
Кудрявцеву предписывалось не издавать своих работ без критического обсуждения
их на кафедре. (В дальнейшем, как известно, Ф.А. Кудрявцев стал известным
ученым-историком Сибири.)
В 1950 г. в газете «Правда»
была объявлена дискуссия по вопросам языкознания. По опыту предыдущих дискуссий
было ясно, что главным аргументом будет не научное обоснование позиций, а то,
какую сторону примет политическая власть. Власть «выжидала».
Затем появилась статья И. Сталина.
Началась резкая критика учения о языке Н.Я. Марра и марристов. Эта дискуссия затронула
гуманитарные факультеты вузов Иркутска. Наиболее остро обсуждение положения в
языкознании проходило в Иркутском педагогическом институте.
Здесь заведующий кафедрой
русского языка и литературы ИГПИ доцент В.Д. Кудрявцев защищал позицию Н.Я.
Марра, которая до выступления И. Сталина считалась приемлемой. После выступления
И. Сталина ученый совет Иркутского пединститута «осудил свои прежние
марровские пристрастия» и раскритиковал доцента В.Д. Кудрявцева. Преподаватель
вынужден был покаяться в ошибках.
Ученый совет осудил работу
кафедры русского языка и языкознания, предложил преподавателям языковедческих
дисциплин решительно освободиться от порочной лингвистической теории Марра,
пересмотреть лекционные курсы, темы курсовых и план научно-исследовательских
работ. К этому вопросу ученый совет педагогического института возвращался еще
не раз, «исправляя ошибки».
Сильное психологическое
давление продолжал испытывать доцент В. Д. Кудрявцев (он вынужден был
переделывать почти завершенную докторскую диссертацию). Даже на заседании 10-й
Иркутской городской партконференции (март, 1951) вновь прозвучало обвинение в
том, что доцент В.Д. Кудрявцев «медленно перестраивает свою работу в свете
сталинского учения о языке». Перестройке в духе указаний Сталина в языкознании
подверглись гуманитарные дисциплины в Иркутском госуниверситете, на других
кафедрах вузов города.
Одновременно партийные органы
все более бесцеремонно вмешивались в процесс преподавания в школах Иркутска.
Учителям города рекомендовалось «усилить» внимание к идейному содержанию
«преподавания» в школах. С этой целью в 1949 г. была проведена проверка школ города.
Она показала, по мнению
проверяющих работников партаппарата, «серьезные огрехи» в работе учителей.
Какие же это были «ошибки»? Так, в школе № 13 при изучении темы «Верховный
Совет СССР» преподаватель не показал его преимуществ перед буржуазными
парламентами.
Хотя как можно было показать
это преимущество? В школе № 15 ученики также показали примитивные знания по
теме «Государственное устройство СССР». Они не смогли рассказать об изменениях
в экономике страны, характеризовали их одной фразой: «Живут теперь веселей».
|