А ведь подобная примитивность
истекала из принятого шаблона в обучении истории, который не предоставлял
возможности преподавателям дать объективную оценку происходящим в стране
процессам.
В конце 1940-х гг. началась
еще одна кампания по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом».
В ней немало досталось творческой интеллигенции, которая не желала выискивать
врагов в своей среде, от городских партийных властей.
По этому поводу на бюро ГК
ВКП(б) (1949) специально был вынесен вопрос «О неудовлетворительном проведении
общегородского собрания интеллигенции», на котором должны были критиковаться
космополиты. Бюро с сожалением отмечало «неудовлетворительную» критику.
Многие вообще уклонились от
собрания. На 8-й городской партконференции (март, 1949) в докладе секретаря ГК
ВКП(б) В.Н. Кобелева уже резче критиковалась «враждебная деятельность
буржуазных космополитов». А секретарь Кировского райкома партии СИ. Ломоносов
«признал», что в театры города (драмтеатр, музкомедия) проник космополитизм.
Он проявился, по словам выступавших,
в пренебрежительном отношении к советскому репертуару. Артисты же считали, что
в современных советских пьесах трудно раскрыть свое творчество. Они заявляли,
что некоторые западные пьесы лучше. Это, естественно, не нравилось власти.
Под нажимом партийных органов
иркутские театры вынуждены были признать свои «ошибки». Выступая на 10-й
городской партконференции (1951), директор театра музкомедии отчитался «о
резком изменении репертуара в плане коммунистической направленности».
Делегаты конференции узнали,
что подготовлен спектакль «мечтателей», в котором речь шла о воплощении мечтателями
своей цели — построить город коммунистического завтра. В репертуаре театра,
также отметил директор, появились спектакли «У голубого Дуная» (рассказывающий
об установлении мира в Австрии); «Девушка из Шанхая» (о национально-освободительной
борьбе в Китае).
Сюда же была почему-то отнесена
комедия «Трембита» (как пояснил директор театра, в ней было показано, как в
Закарпатье люди борятся за счастливую жизнь). Примечательно, что на вопрос, как
играть спектакли, партконференцией был дан ответ: играть можно и нужно только
через глубокое изучение марксизма-ленинизма, социалистического реализма.
В эту кампанию были втянуты
писатели Иркутска. Правда, в отношении их тон был несколько смягчен. Партийные
власти отмечали, что иркутские писатели Луговской, Молчанов, Гайдай слабо
работают над темой «Борьба трудящихся за производственные победы».
|