В
дневнике Белла содержится одно из самых подробных в тогдашней литературе
описаний города Тобольска и его окрестностей: «Тобольск укреплен прочной каменной
стеной, имеющей четырехугольные башни и бастионы на надлежащем расстоянии, и
хорошо снабжен военными силами. Внутри города находится дворец губернатора,
судебная палата, множество построенных из камня церквей, в частности большой
собор и дворец архиепископа. Со стен открывается обширный вид на прекрасную
местность, особливо с юга. На западе местность также ровная и покрыта высокими
рощами. Обитают там преимущественно русские различных профессий; многие из них
купцы, и очень богатые от добычливой торговли, которую ведут они с пограничными
областями Китая и многими местами своей страны.
Они
живут в большинстве случаев на возвышенности. Под холмом в предместье вдоль
берегов реки имеется множество широких улиц, названных Татарскими, заселенных
потомками древних жителей этих мест. Здесь, как и в других местах, люди имеют
счастье свободно выполнять обряды своей религии и одарены привилегиями
торговли.
Они
походят в своем обличье, в религии, языке и манерах на татар Казани и
Астрахани. Их дома очень чисты. Они весьма учтивы к чужестранцам и уважают честность,
по сему случаю они имеют хорошую репутацию в своих коммерческих делах.
Помимо
укреплений, ранее упомянутых, вокруг города вся возвышенность окружена рвом и
палисадами.
Когда
мы находились в Тобольске, Сибирью управлял господин Петров Соловой (Mr. Petrof Solovoy), вице-губернатор,
человек, хорошо знакомый с делами управления, капитан гвардии. Бывший
губернатор князь Гагарин впал в немилость у его величества и был отозван, а
его преемник князь Алексей Михайлович Черкасский, дворянин, вполне достойный
такого высокого доверия, еще. не прибыл...
В
Тобольске всегда находится около пяти или шести тысяч регулярных войск, конных
и пеших, а также некоторое количество нерегулярных. Эти войска в совокупности
с естественной Неприступностью места действенно предохраняют его от нападений
соседних татар.
Леса
и поля вокруг Тобольска населены дичью, соответствующей климату, как тетерева,
глухари и рябчики, последние величиной в куропатку с очень белым и приятным
мясом. Там имеется еще другой вид этих рябчиков с косматыми лапами, которые
зимой становятся белыми, как голуби. Как и обычные куропатки, которые с наступлением
зимы улетают в более теплый климат, вальдшнепы — рослая разновидность бекасов —
улетают осенью после того, как выведут птенцов. Что касается водоплавающих
птиц, то ни одна страна на всем свете не может представлять такое количество
их разновидностей. Они также являются перелетными птицами...».
Во
время своей поездки по Сибири Белл подробно расспрашивал всех встречных жителей
о фауне, породах деревьев Сибири, рыбах сибирских рек, интересовался состоянием
земледелия, о котором пишет: «На юг от Тобольска почва плодородна, производится
в большом количестве пшеница, рожь, ячмень, овес и другие хлебные злаки.
Имеется также великое множество скота, зимой кормят его сеном. Одним словом,
провизии всякого рода много и она чрезвычайно дешева».
В
Тобольске Белл получил интересные сведения о Семи Палатах (Семипалатинске):
«После того, как Иртыш в своем течении на много миль прошел по холмистой,
покрытой лесом местности, протекает он по прекрасной плодородной долине,
населенной калмыками, и достигает здания, .называемого Семью Палатами (Sedmy-Palaty), расположенного с
правой стороны реки и спускающегося к
ней. Очень удивительно
видеть такое правильное сооружение
в самой середине такого пустынного места. Некоторые из татар говорят, что оно
построено Тамерланом, известным у
татар под именем Темира-Ак-Сака (Temyr-Aek-Sack) или Хромого Темыра (Lame-Temyr), а еще иначе
Джингие-Хана (Gingees-Chan). Строение,
согласно наилучшей информации, какую я только мог
получить, сделано из кирпича или камня, весьма совершенно, и сохранилось до сих
пор. Оно состоит из семи помещений под одной крышей, откуда и название Семи дворцов. Некоторые из
этих помещений заполнены свитками из лощенной бумаги, красиво исписанными, на
многих из них позолоченные письмена. Некоторые из свитков черные, а большинство
— белые. Язык, на котором они написаны, является языком тунгусов (Tongusts) или калмыков. Когда я
был в Тобольске, я встретил на улице солдата со связкой этих бумаг в руке. Он предложил их мне купить, что я и сделал за умеренную цену. Я
сохранил их до моего возвращения в Англию, где я роздал их своих друзьям, часть
из них — ученому антиквару сэру
Гансу Слоуну (Sir Hans Sloane), который высоко их
ценил и отвел им место в своем
знаменитом музее.
Два
таких свитка были посланы по распоряжению Петра I в Парижскую Королевскую
Академию. Академия прислала перевод, который я видел в комнате редкостей
(кунсткамере) в Санкт-Петербурге. Один из них содержал поучение ламе или
священнику, а другой нечто вроде молитвы божеству. Насколько на это толкование
можно положиться, я не могу установить. Татары считают всех их священными
письменами, что показывает забота, с которой стараются их сохранить. Возможно
что они содержат любопытные обрывки древности, в частности древней истории.
Выше Семи Палат, по ту сторону реки Иртыша па холмах и полянах без малейшего
ухода растет наилучший в мире ревень».
На
пути в Томск Белл видел множество могильных курганов: «Не доезжая восемь или
десять дней пути до Томска на этой равнине находят много могил и захоронений
древних героев, которые, вероятно, пали в бою. Эти могилы легко различимы, по
кучам земли и камня, возвышающимся над ними. Когда и между кем происходили эти
битвы так далеко на севере, неизвестно. Меня информировали барабинские татары,
что Тамерлан или Тимур-Ак-Сак, как они его кличут, имел много боевых стычек в
этой стране с калмыками, которых он тщетно пытался победить. Много людей из
Томска и других мест летом отправляются к этим могилам, раскапывают их и
находят среди мертвых останков значительное количество золота, серебра, меди и
различных драгоценных камней, а иногда и части рукояток мечей и доспехов. Они
находят также седельные украшения и уздечки и другую конскую сбрую, а иногда и
слоновую. И это было так: когда полководца или знатное лицо хоронили, все его
вооружение, его любимых коней и слуг предавали земле в одной и той же могиле.
Этот обычай господствует среди калмыков и других татар до сего времени и
имеет, кажется, свои древние традиции. Из наличия множества могил явствует, что
многие тысячи людей должны были пасть в этих местах, ибо люди продолжали
копать их из-за сокровищ много лет и до сих пор находят таковые не истощенными.
Они (могилы), правда, порой действительно раскопаны и ограблены отрядами калмыков.
Я
видел различные части вооружения и другие курьезные вещи, извлеченные из этих
могил, в частности вооруженного человека верхом па коне, отлитого из желтой
меди, непонятного назначения и происхождения, а также фигурки животных, окота
из чистого золота, разрезанные по середине, с небольшими дырками, как будто
предназначенными для украшения колчанов или конской упряжи.
Когда
мы были в Томске, один из этих гробокопателей рассказал мне, что однажды
неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком,
стрелами, копьем и другим вооружением, лежащим вместе на серебряной плите.
Когда притронулись к телу, оно распалось в пыль. Ценность плиты и вооружения
была весьма значительна».
Из
Томска посольство отправилось в Енисейск, откуда продолжили путь по реке
Тунгуске, что дало Беллу возможность наблюдать жизнь тунгусов, о которых он
рассказывает: «Тунгусы, именуемые так по названию реки, по берегам которой
живут, — потомки древних обитателей Сибири и отличаются по языку, манерам,
одежде, а также внешности и стану от всех остальных у племен этих людей, с
которыми я имел случай встретиться. У них нет домов, в которых постоянно
живут, а кочуют они в свое удовольствие по лесам, вдоль берегов рек. Там, где
они останавливаются, сооружают шалаши из реек, связанных сверху вместе,
покрывают их кусками сшитой бересты березовой, оставляют наверху отверстие,
через которое выходит дым. Очаг расположен посередине. Они весьма вежливы и
сговорчивы и любят курить табак и пить водку. У своих шалашей тунгусы содержат
добрые табуны оленей, которые составляют все их богатство.
Мужчины
высокого роста и крепкие, храбрые и очень честные. Женщины среднего роста и
очень добродетельны. Я видел много мужчин с овальными знаками вроде колец на
лбу и щеках и иногда знаки, напоминающие ветви деревьев, идущие от угла глаз до
рта. Они наносят их в детстве, прокалывая эти части лица иглой и натирают их
древесным углем, после чего знаки остаются, пока жив человек.
Цвет
лица у них смуглый. Лица их не такие плоские, как у калмыков, и выражение лица
более открытое. До сих пор тунгусы не знают никакой письменности- и преклоняются
солнцу и луне. Среди них много шаманов, отличных от тех, которых я описал
раньше. Я слышал о таких, способность к гаданию которых намного превосходит
то, что встречается в этих местах, но живут они далеко на севере. Они не
привыкли спать в теплых помещениях, уходят в свои шалаши и лежат вокруг очага
на шкурах диких зверей. Удивительно, как эти создания могут переносить очень
свирепые морозы в этих местах.
|