Женщины
одеваются в меховую одежду, доходящую до колен, схваченную вокруг туловища
поясом. Эти пояса шириной около трех дюймов сделаны из оленьей кожи,
престранно вышиты и украшены орнаментами, к ним с каждой стороны прикрепляются
железные кольца, служащие для носки трубки курительной и других безделушек
малой ценности. Их одежда также вышита на груди и спине. Их длинные черные
волосы заплетены и уложены вокруг головы, сверху они надевают меховую шапочку.
Ноги обуты в башмаки из звериных шкур, доходящие до колен, и схвачены вокруг
лодыжек кожаными ремешками.
Одежда
мужчин очень проста и удобна для передвижения. Она состоит из короткой куртки
с узкими рукавами, сделанной из шкур животных мехом наружу. Шаровары и чулки
из того же самого меха, оба из одного куска, плотно прилегают к телу. Сверх
того они носят кусок меха, прикрывающий грудь и живот, свисающий с шеи на
крепких ремнях, в большинстве случаев вышитый и украшенный узорами руками их
жен. Вокруг головы они носят рюш (ruff) из
беличьих хвостов для предохранения кончиков ушей от мороза. На макушке у них
нет ничего, кроме прямых волос, свисающих длинной заплетенной прядью за
щеками.
Вооружением
тунгусов являются лук и стрелы разных сортов, соответствующие разному роду
дичи, за которой они охотятся. Стрелы носят они в колчане на боку, а лук всегда
в левой руке. Кроме этого у них имеется короткое копье и маленький топорик.
Снаряженные таким образом, они не боятся напасть на самых свирепых лесных
обитателей, не исключая самых больших медведей, ибо они отважные люди и ловкие
стрелки. Зимой, когда у тунгусов начинается сезон охоты на диких зверей, они
передвигаются на так называемых лыжах, без которых невозможно пробираться по
глубокому снегу. Они сделаны из тонкого куска легкого дерева длиной около пяти
футов, шириной в пять или шесть дюймов, спереди заостренные, сзади
прямоугольные. К середине их прикреплен ремень, через который продевают
ступню. На этих лыжах человек может безопасно ходить по самому глубокому
снегу, ибо от веса человеческого тела они едва на дюйм погружаются в снег, но
могут применяться только на равнинах. Есть и разновидность лыж для подъема на
возвышенности, по низу которых приделана шкура тюленя, ворсом назад,
ограничивающая скольжение лыж, так что можно подниматься на холмы с большой
легкостью и, спускаясь, скользить вниз хорошим ходом.
Нация
тунгусов была когда-то очень многочисленной, но за последнее время очень
уменьшилась от оспы. Примечательно, что они ничего не знали об этом недуге,
пока русские не появились среди них. Они так боятся этой болезни, что когда
кто-нибудь ею поражен, остальные немедленно строят для больного маленький
шалаш, оставляют там немного воды и пищи, а затем, забрав все вещи, уходят по
наветренной стороне, каждый с глиняным горшком с горящими угольями. Они
никогда снова не посещают больных, пока по их предположению опасность не
миновала. Если кто-нибудь умрет, его крепкими прутьями привязывают к ветви
дерева, чтобы предохранять от падения.
Когда
тунгусы отправляются на охоту в лес, они не берут с собой провизии, а
рассчитывают только на то, что в пути удастся добыть. Они едят мясо любых животных,
не исключая медведя, лисицы или волка. Белки считаются деликатной пищей, а
горностай имеет такой резкий и отвратительный вкус и запах, что никто, кроме,
умирающих с голода, не может заставить себя есть его мясо. Когда тунгус убивает
лося или оленя, он никогда не уйдет с этого места, пока не съест их, за исключением
случая, когда он находится недалеко от семьи — тогда часть добычи доставляют
домой. Тунгусы никогда не бывают без огня, имея всегда с собой трутницу. Если
же по какой-то причине ее не окажется, зажигают они огонь трением друг о друга
двух кусков дерева. Сырым они ничего не едят, кроме как в крайней нужде.
Соболя
добывают иначе, чем других зверей. Мех его так нежен, что малейшая отметина от
стрелы, малейшее нарушение ворса снижает стоимость шкурки. Охотники берут с
собой только маленькую собаку и сеть. Когда охотник нашел след соболя на снегу,
он идет за ним порой два или три дня, пока несчастный зверек, совсем
утомившись, не ищет убежища на высоком дереве, ибо умеет он лазить как кошка;
тогда охотник раскладывает округ дерева сеть и разводит огонь; соболь, не
способный выносить дым, немедленно спускается и попадает в сеть. Я слышал от
одного из таких охотников, что они, жестоко мучимые голодом во время такого
продолжительного преследования, берут две тонкие дощечки, одну из которых
прикладывают к подложечной ямке, а другую к противоположной стороне, концы этих
дощечек связывают веревкой, которую постепенно стягивают потуже, и это не дает
им чувствовать голод.
Только
я заметил, что тунгусы, вообще поклоняющиеся солнцу и луне, допускают иногда
исключения из этого правила. Я встречал среди них смышленых людей, которые
верили, что есть верховное существо, стоящее над тем и над другой (т. е. над
солнцем и над луной), сотворившее их и все на свете. Я также должен далее
заметить, что из всех известий, услышанных и вычитанных о народностях Канады,
больше всего на них походят тунгусы. Расстояние между ними не так велико, как
обычно полагают».
Со
слов путешественников, с которыми встречался Белл, он рассказывает о способах
передвижения в землях, лежащих на северо-востоке, за рекой Леной, в частности
в Якутске: «Люди, отправляющиеся зимой отсюда в эти места, большею частью
делают это в январе или феврале. Это очень долгое и трудное путешествие, и
никто кроме тунгусов и других таких же закаленных людей не способен на такое
дело. Русские часто заканчивают его в шесть недель. Обычным методом является
следующий: пропутешествовав несколько дней в санях, покуда дорога не становится
непроходимой для лошадей, становятся на лыжи и тащат за собой по возможности легкие
и небольшие нарты, содержащие провизию и другие необходимые вещи. Эти нарты
являются разновидностью саней длиной около пяти футов и шириной в десять
дюймов, которые человек может легко протащить по самому глубокому снегу. Ночью
разводят большой костер и располагаются вокруг него спать в этих узких санях.
Как только они отдохнули, снова становятся на лыжи. Этот способ передвижения
продолжается около десяти дней, пока не прибывают в место, где Добывают собак
для себя и своих нарт. Собаки впрягаются парами, в большом или меньшем
количестве в зависимости от груза, который должны перевозить. Хорошо
приученные к этому делу, они мчатся единым духом, лая всю дорогу, и человек,
лежащий в санях, при помощи веревки управляет собакой, которая ведет за собой
остальных. Собак впрягают в сани при помощи мягкой веревки, обхватывающей их по
середине живота и проходящей между двумя задними ногами. Я был удивлен грузом,
который эти твари способны перетащить, но путешественники вынуждены возить с
собой провизию как для себя, так и для собак. Эти бдительные животные знают
время утренней кормежки и поднимают ужасный вой, пока они не накормлены, и не
продолжают свой путь. Этот способ путешествия, я полагаю, выдержит не каждый
организм; один вид его вполне удовлетворил мое любопытство.
Таким
образом действуют эти люди на протяжении трех недель, пока не прибывают в
определенную деревню на Лене, где, оставив собак, добывают себе лошадей, на
которых едут до города Якутска. Это место получило название от речки, названной
Якутом, которая впадает здесь в Лену».
Характерно,
что Белл, отдавая должное необычному и экзотическому в пейзаже Сибири, в
жизненном укладе населяющих ее народов, нередко выражает неподдельное
удовольствие и восхищение красотой природы. Описывая пейзаж Приангарья, Белл,
например, замечает: «Вдоль берегов мы нашли много хорошо населенных деревень.
Облик страны выглядел иначе, чем то, что мы видели на протяжении нескольких
месяцев; сейчас мы созерцали красивую равнинную страну, открывающую прекрасный
и пространный вид; временами пейзаж перемежается рощами и холмами. Северный
берег реки преимущественно покрыт лесом. Местами там открытые пространства на
берегах, где мы видели деревни и изобилие скота и провизии».
15
марта 1720 года путешественники проехали мимо Балаганска, что дало Беллу повод
для пространных известий о бурятах: «Место это расположено очень живописно и
находится оно на плодородной равнине, имеет много пашен, а по соседству — леса.
Здесь
мы обнаружили другое племя туземцев Сибири, отличающееся от всех тех, которые
я раньше описал. Русские называют их братскими, но
сами они называют себя бурятами. Они круглый год живут в шатрах, имеют большие
стада овец и множество коров и лошадей. Они кочуют с места на место, как этою
требуют удобства пастьбы. Их язык имеет большое сходство с языком калмыков,
среди них имеются священники, способные читать и писать на этом языке. Что
касается одежды и образа жизни, я не смог найти большого различия между ними и
калмыками на Волге, отсюда заключаю, что они происходят от одних и тех же
предков. Их лица, однако, не совсем такие плоские, как у калмыков, нос немного
больше выдается и выражение лица более открытое.
Буряты
крепкие и деятельные люди... Несмотря на то, что перед ними пример русских,
пашущих и засевающих свои земли и превосходно живущих произведениями этих
богатых и плодородных почв, они предпочитают оставаться в своих шатрах и
ухаживать за стадами, от которых зависит их существование.
Главными
упражнениями мужчин является охота .и верховая езда. Они имеют верховых коней
хорошей породы, и рогатый скот отличается крупными размерами. Овцы с широкими
хвостами дают превосходную баранину. Буряты имеют также множество коз. Для
всего этого скота они не запасаются кормом, а оставляют его пастись в чистом
поле. Когда выпадает снег большой глубины, скот перегоняют на юг на возвышенные
места, где лежит мало снега.
|