Знатнейших
же взял в Тобольск. Этот поход совершил он за полгода, привел в подданство не
только эти народы, но и те, которые живут по берегам Обдоры, Сосвы, Конды,
Мрассы и по другим рекам».
Таковы
основные сведения, приводимые Витсеном. Другие разрозненные известия о
покорении Сибири, содержащиеся в различных частях «Северной и Восточной
Татарии», самостоятельного значения не имеют и заимствованы главным образом из
путешествия Адама Бранда.
И.
И. Гыжнов полагает, что приведенные Витсеном материалы получены им от Виниуса.
«В таком случае,— пишет Тыжнов,— необходимо предположить, что они были записаны
около того времени, т. е. приблизительно в 70—80 годах XVII столетия. По
своему характеру они являются с чертами позднейшего происхождения, и в них следует различать две
стороны: одна сторона — чисто фактическая, описывающая события, другая —
позднейшего образования, происхождения легендарного. Эта последняя видна в
некоторых подробностях чисто эпического свойства, в речах действующих лиц,
вообще в драматизации рассказа». Сопоставляя сведения Витсена с Ремезовской
летописью, Тыжнов обнаруживает между ними некоторое сходство (например, о
пассивном участии Строгановых в покорении Сибири), хотя в целом ряде случаев
между Ремезовым и Витсеном имеются расхождения в датировке: у Витсена —
1572—1574 годы, у Ремезова — 1571 — 1587 годы, Ермак встречается с мурзой Канчеем
прежде, чем добраться до Кучума, битва под деревней Chiskina напоминает битву под
Чу-вашевым, Тобольск заменяет у Витсена Искер и т. д. Очевидно, основа событий
подверглась значительному изменению в народных преданиях, хотя уцелевшие обломки
говорят именно в пользу достоверности Ремезовской летописи, в которую вошло
также немало татарских и русских преданий.
Значительный
интерес в труде Витсена представляют сведения о сибирских городах и поселениях
и их обитателях. Он подробно описывает, например, город Верхотурье: «Первый
город, который встречается в Сибири, когда прибываешь с запада, есть Верхотурье
(Vergaturia или
Wirgatura).
Он укреплен деревянной крепостью и имеет по всем четырем углам ворота. В его
окрестностях живут языческие народы, называемые вогулами, которые платят дань его императорскому
величеству соболями. Названный город лежит на высоком каменном утесе, вдоль
него течет река Тура и еще другая ее протока, имеющая свои истоки в каменных
горах. Вокруг города расположены деревни, густо населенные русскими и аборигенами.
Там часто применяется смертная казнь, подвешивают виновных за левую ногу и
расстреливают стрелами.
Верхотурье
— красивый великолепный город. Здесь живут многие самостоятельные купцы, предки
которых там были в ссылке. Они торгуют полотном и шелком и различными
европейскими и индийскими товарами и вывозят их на запад до Архангельска, на
восток до Лены. Коренные обитатели страны в большинстве случаев приняли
русский образ жизни как в одежде, языке, так и в жилье, но не все в
богослужении, поскольку многие из них еще остались язычниками. В этом городе и
в окружающей его местности содержатся его императорского величества солдаты в
большом количестве. Здесь же имеются стапели, на которых строят суда, следующие
через всю Сибирь и даже до Ледовитого океана и до Новой Земли. Здесь стоят
большие суда, о которых узнали из Нидерландов, похожие на голландские буйзы
(суда для ловли сельди)... Недалеко от города Верхотурья находится большой
русский монастырь».
О
городе Березове Витсен пишет: «Березов — русская крепость, расположенная...
недалеко от устья реки Оби, на 68 градусе, недалеко от моря. Здесь летом находится
русский караул в 50 человек, который зимой из-за большого холода вынужден
отправляться на юг. Отсюда едут в Архангельск чаще всего вдоль рек и по морям,
но лодки, на которых совершают это путешествие, время от времени приходится
тащить по земле, исключая случаев, когда живут на морском побережье у острова
Долгого или у Печоры, если идти до берега Двины, и таким образом доходят до
Архангельска».
О
городе Тобольске мы находим в книге Витеена следующие сведения: «Столица
Сибири — Тобол — имела прежде деревянную крепость, сейчас она сделана из камня.
Только русские живут в пределах крепости, чужеземцы держатся у берега, в
предместье. Там ведут большую торговлю с татарами. Этот город Тобол лежит у
соединения рек Тобола и Иртыша, которые оба впадают в реку Обь. Пониже этого
города можно было недавно видеть около ста вновь поселившихся русских семейств.
Здесь живет главный наместник Сибири.
В
монастыре, расположенном у реки Иртыша, близко у города, рядом с местечком
Покровским обитает архиепископ.
Благодаря
похвальным стараниям начальника Черкасского в Тобольске основаны две школы.
В
городе Тоболе поддерживают разные ремесла и таковых больше, чем в любом другом
городе Сибири».
«В
городе Тоболе очень холодно, я разговаривал с человеком, который в праздник
Вознесения ехал на санях...
Крепость
города Тобола представляет из себя удобный четырехугольник: внутри города
стоит монастырь, имеющий трое ворот с высокими сторожевыми башнями, а крепость
имеет их четыре. Вокруг этого места растут тюльпаны, майоран и другие
благоухающие растения в диком состоянии».
«В
Тоболе 10 тысяч хороших домов.
Место
жительства митрополита в Тоболе окружено каменной стеной; он — духовная глава
всей Сибири и Даурии. В этом городе находится сейчас более 30 тысяч человек,
способных носить оружие».
«В
этот город Тобол собирают все сокровища его императорского величества,
состоящие из пушнины, и раз в год их отправляют в Москву; называют их ясаком, и
высший или всеобщий начальник посылает своих слуг в самые восточные владения,
чтобы его собирать...».
«Русские
крестьяне в Сибири благонравнее, чем крестьяне в России, учат своих детей
читать и писать, говорят также более возвышенной и приятной славянской речью,
чем привыкли говорить московские крестьяне, причиной чего, очевидно, является
то, что они происходят от ссыльных из русских городов, лучше воспитаны, чем
простонародье в Московии. Обычно они хорошо обеспечены оружием, так что, когда
язычники-разбойники пытаются их обидеть, они закрываются в своих домах и из
ружей стреляют через окна и с легкостью изгоняют их».
О
городе Иркутске Витсен пишет: «Город Иркутской, расположенный приблизительно в
восьми милях от берега Байкальского моря, построен несколько лет тому назад;
он снабжен крепкими деревянными башнями; окружающее его предместье весьма
велико, мяса и рыбы можно достать в изобилии; вокруг этого города до самого
Верхоленска в избытке растет рожь, земля там очень плодородна, и многие
московиты поселились здесь... Малая река по названию Иркут впадает здесь в
Ангару, вблизи расположен монастырь. Осенью эта местность подвержена
землетрясениям».
«В
городе в укреплении находится дом начальника, а также оружейная палата и
ратуша; караул содержится в крепости, но солдаты живут за ее пределами, в стороне
имеется слобода или предместье, здесь примерно четыреста пятьдесят домов*) для
горожан, солдат, золотых дел мастеров, портных и других ремесленников, имеется
в городе церковь, и в предместье выстроены четыре церкви, 800 солдат временами
составляют гарнизон, отсюда их направляют и рассылают в другие небольшие
населенные пункты, одеваются здесь в китайскую, монгольскую и русскую одежду,
но, когда ходят в церковь, все одеваются по-русски. Крепость имеет пять
деревянных ворот, очень высоких с "двойными стенами из земли... Бойницы
внизу устроены под орудия, наверху под ручное оружие...».
Трудно
дать даже приблизительное представление о всем богатстве материала в труде
Витсена. Достаточно сказать, что составленные Миллером указатели к первому и
второму изданию, а также указатель к изданию книги Витсена 1785 года
(составленный, очевидно, Р. Боддертом, автором предисловия) содержат тысячи
наименований о населяющих Сибирь и Приуралье народах, их нравах и обычаях, о
рудных и растительных богатствах страны, ее животном царстве, о древностях Сибири
и т. д. Кроме приведенных описаний городов и населенных мест Сибири, мы
находим такие же описания рек Амура, Оби, Ямыш-озера, Байкала, Нерчинска,
Илимека, Верхоленска, Балаганска, Селенгинска, крепости Удинской, план
Енисейска, Красноярска, Березова, Нарыма, Тангугокой земли. Подробные сведения
о торговых путях между Россией и Китаем дает Витсен.
Витсен
приводит также множество сведений о животном мире Сибири, рыбах, птицах, пушных
зверях, о соболе и его промысле. «Нельзя найти страну, — пишет Витсен, — дающую
больше и лучшего качества пушнину, чем Сибирь. Соболей ловят и стреляют не
только его императорского величества соболятники, но и все вокруг
расположенные татарские народы, которым это разрешено и которые ими платят
десятину. Ни один воевода, чиновник или купец, даже человек знатного рода не
может купить соболей!..» «Некий английский посланник по имени Клоршера (Klorscher) был в 1588 году в
Москве и сообщил, что в том году, когда он был там, в казну его императорского
величества поступило восемнадцать тысяч шестьсот сорок соболей, но сейчас
говорят, что Сибирь дает пушнины стоимостью в двести тысяч рублей и больше...».
|