Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 31.10.2024, 11:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирь в описаниях европейцев XVIII в.


Известия Николая Витсена о Сибири - 4
Знатнейших же взял в Тобольск. Этот поход совершил он за полгода, привел в подданство не только эти наро­ды, но и те, которые живут по берегам Обдоры, Сосвы, Конды, Мрассы и по другим рекам».
Таковы основные сведения, приводимые Витсеном. Другие разрозненные известия о покорении Сибири, со­держащиеся в различных частях «Северной и Восточной Татарии», самостоятельного значения не имеют и заим­ствованы главным образом из путешествия Адама Бранда.
И. И. Гыжнов полагает, что приведенные Витсеном материалы получены им от Виниуса. «В таком случае,— пишет Тыжнов,— необходимо предположить, что они были записаны около того времени, т. е. приблизитель­но в 70—80 годах XVII столетия. По своему характеру они являются с чертами позднейшего происхождения, и в них следует различать две стороны: одна сторона — чисто фактическая, описывающая события, другая — позднейшего образования, происхождения легендарного. Эта последняя видна в некоторых подробностях чисто эпического свойства, в речах действующих лиц, вообще в драматизации рассказа». Сопоставляя сведения Вит­сена с Ремезовской летописью, Тыжнов обнаруживает между ними некоторое сходство (например, о пассивном участии Строгановых в покорении Сибири), хотя в це­лом ряде случаев между Ремезовым и Витсеном имеют­ся расхождения в датировке: у Витсена — 1572—1574 годы, у Ремезова — 1571 — 1587 годы, Ермак встречается с мурзой Канчеем прежде, чем добраться до Кучума, битва под деревней Chiskina напоминает битву под Чу-вашевым, Тобольск заменяет у Витсена Искер и т. д. Очевидно, основа событий подверглась значительному изменению в народных преданиях, хотя уцелевшие об­ломки говорят именно в пользу достоверности Ремезов­ской летописи, в которую вошло также немало татарских и русских преданий.
Значительный интерес в труде Витсена представляют сведения о сибирских городах и поселениях и их обита­телях. Он подробно описывает, например, город Верхо­турье: «Первый город, который встречается в Сибири, когда прибываешь с запада, есть Верхотурье (Vergaturia или Wirgatura). Он укреплен деревянной крепостью и имеет по всем четырем углам ворота. В его окрестностях живут языческие народы, называемые   вогулами, кото­рые платят дань его императорскому величеству соболя­ми. Названный город лежит на высоком каменном уте­се, вдоль него течет река Тура и еще другая ее протока, имеющая свои истоки в каменных горах. Вокруг города расположены деревни, густо населенные русскими и або­ригенами. Там часто применяется смертная казнь, под­вешивают виновных за левую ногу и расстреливают стрелами.
Верхотурье — красивый великолепный город. Здесь живут многие самостоятельные купцы, предки которых там были в ссылке. Они торгуют полотном и шелком и различными европейскими и индийскими товарами и вы­возят их на запад до Архангельска, на восток до Лены. Коренные обитатели страны в большинстве случаев при­няли русский образ жизни как в одежде, языке, так и в жилье, но не все в богослужении, поскольку многие из них еще остались язычниками. В этом городе и в окру­жающей его местности содержатся его императорского величества солдаты в большом количестве. Здесь же имеются стапели, на которых строят суда, следующие через всю Сибирь и даже до Ледовитого океана и до Но­вой Земли. Здесь стоят большие суда, о которых узнали из Нидерландов, похожие на голландские буйзы (суда для ловли сельди)... Недалеко от города Верхотурья на­ходится большой русский монастырь».
О городе Березове Витсен пишет: «Березов — рус­ская крепость, расположенная... недалеко от устья реки Оби, на 68 градусе, недалеко от моря. Здесь летом нахо­дится русский караул в 50 человек, который зимой из-за большого холода вынужден отправляться на юг. Отсю­да едут в Архангельск чаще всего вдоль рек и по морям, но лодки, на которых совершают это путешествие, время от времени приходится тащить по земле, исключая слу­чаев, когда живут на морском побережье у острова Дол­гого или у Печоры, если идти до берега Двины, и таким образом доходят до Архангельска».
О городе Тобольске мы находим в книге Витеена сле­дующие сведения: «Столица Сибири — Тобол — имела прежде деревянную крепость, сейчас она сделана из кам­ня. Только русские живут в пределах крепости, чужеземцы держатся у берега, в предместье. Там ведут боль­шую торговлю с татарами. Этот город Тобол лежит у соединения рек Тобола и Иртыша, которые оба впадают в реку Обь. Пониже этого города можно было недавно видеть около ста вновь поселившихся русских семейств. Здесь живет главный наместник Сибири.
В монастыре, расположенном у реки Иртыша, близко у города, рядом с местечком Покровским обитает архи­епископ.
Благодаря похвальным стараниям начальника Чер­касского в Тобольске основаны две школы.
В городе Тоболе поддерживают разные ремесла и та­ковых больше, чем в любом другом городе Сибири».
«В городе Тоболе очень холодно, я разговаривал с человеком, который в праздник Вознесения ехал на са­нях...
Крепость города Тобола представляет из себя удоб­ный четырехугольник: внутри города стоит монастырь, имеющий трое ворот с высокими сторожевыми башнями, а крепость имеет их четыре. Вокруг этого места растут тюльпаны, майоран и другие благоухающие растения в диком состоянии».
«В Тоболе 10 тысяч хороших домов.
Место жительства митрополита в Тоболе окружено каменной стеной; он — духовная глава всей Сибири и Даурии. В этом городе находится сейчас более 30 тысяч человек, способных носить оружие».
«В этот город Тобол собирают все сокровища его им­ператорского величества, состоящие из пушнины, и раз в год их отправляют в Москву; называют их ясаком, и высший или всеобщий начальник посылает своих слуг в самые восточные владения, чтобы его собирать...».
«Русские крестьяне в Сибири благонравнее, чем кре­стьяне в России, учат своих детей читать и писать, гово­рят также более возвышенной и приятной славянской речью, чем привыкли говорить московские крестьяне, причиной чего, очевидно, является то, что они происхо­дят от ссыльных из русских городов, лучше воспитаны, чем простонародье в Московии. Обычно они хорошо обес­печены оружием, так что, когда язычники-разбойники пытаются их обидеть, они закрываются в своих домах и из ружей стреляют через окна и с легкостью изгоняют их».
О городе Иркутске Витсен пишет: «Город Иркутской, расположенный приблизительно в восьми милях от бере­га Байкальского моря, построен несколько лет тому на­зад; он снабжен крепкими деревянными башнями; окружающее его предместье весьма велико, мяса и рыбы можно достать в изобилии; вокруг этого города до само­го Верхоленска в избытке растет рожь, земля там очень плодородна, и многие московиты поселились здесь... Ма­лая река по названию Иркут впадает здесь в Ангару, вблизи расположен монастырь. Осенью эта местность подвержена землетрясениям».
«В городе в укреплении находится дом начальника, а также оружейная палата и ратуша; караул содержится в крепости, но солдаты живут за ее пределами, в сторо­не имеется слобода или предместье, здесь примерно че­тыреста пятьдесят домов*) для горожан, солдат, золо­тых дел мастеров, портных и других ремесленников, имеется в городе церковь, и в предместье выстроены четыре церкви, 800 солдат временами составляют гарни­зон, отсюда их направляют и рассылают в другие не­большие населенные пункты, одеваются здесь в китай­скую, монгольскую и русскую одежду, но, когда ходят в церковь, все одеваются по-русски. Крепость имеет пять деревянных ворот, очень высоких с "двойными стенами из земли... Бойницы внизу устроены под орудия, наверху под ручное оружие...».
Трудно дать даже приблизительное представление о всем богатстве материала в труде Витсена. Достаточно сказать, что составленные Миллером указатели к перво­му и второму изданию, а также указатель к изданию книги Витсена 1785 года (составленный, очевидно, Р. Боддертом, автором предисловия) содержат тысячи наименований о населяющих Сибирь и Приуралье наро­дах, их нравах и обычаях, о рудных и растительных бо­гатствах страны, ее животном царстве, о древностях Си­бири и т. д. Кроме приведенных описаний городов и на­селенных мест Сибири, мы находим такие же описания рек Амура, Оби, Ямыш-озера, Байкала, Нерчинска, Илимека, Верхоленска, Балаганска, Селенгинска, крепости Удинской, план Енисейска, Красноярска, Березова, Нарыма, Тангугокой земли. Подробные сведения о торговых путях между Рос­сией и Китаем дает Витсен.
Витсен приводит также множество сведений о живот­ном мире Сибири, рыбах, птицах, пуш­ных зверях, о соболе и его промысле. «Нельзя найти страну, — пишет Витсен, — дающую больше и лучшего качества пушнину, чем Сибирь. Собо­лей ловят и стреляют не только его императорского ве­личества соболятники, но и все вокруг расположенные татарские народы, которым это разрешено и которые ими платят десятину. Ни один воевода, чиновник или ку­пец, даже человек знатного рода не может купить собо­лей!..» «Некий английский посланник по имени Клоршера (Klorscher) был в 1588 году в Москве и сооб­щил, что в том году, когда он был там, в казну его им­ператорского величества поступило восемнадцать тысяч шестьсот сорок соболей, но сейчас говорят, что Сибирь дает пушнины стоимостью в двести тысяч рублей и боль­ше...».
Категория: Сибирь в описаниях европейцев XVIII в. | Добавил: anisim (29.11.2010)
Просмотров: 2506 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>