Описывая
жизнь сибирских и уральских народностей — вогулов, татар и остяков, —
Витсен сообщает, что «все эти народы, находящиеся под властью его императорского
величества Московии, должны ежегодно добывать значительную дань соболями,
которые все они без исключения должны купить, если сами не убили, на свои
деньги и сдавать их. Это происходит следующим образом: когда кому-нибудь
исполнилось десять лет, он в первый год должен доставить его императорскому
величеству два соболя, на второй год —три, на третий —четыре, и так каждый
год на один больше, до двадцатого года, когда он доходит до двенадцати соболей,
каковое количество остается на все годы до пятидесяти лет, когда это количество
постепенно, в соответствии с приростом лет, убавляется.
Поскольку
мы заговорили о соболях, скажем и кое-что о соболином промысле, о чем еще очень
мало писали, сколько я сам узнал и слышал. Соболя, похожие на черные блестящие
кошки с тем лишь отличием, что их волос длиннее и мягче, лучше всего ловятся в
ноябре или декабре до 18 мая; пойманные в первые два месяца прочнее и лучше
намного, чем пойманные в последний месяц. Ибо в мае (Louw-maend) солнце становится уже
теплее и приближается, что приводит к тому, что волосы выпадают и соболий мех
становится негодным. Их разыскивают особо прирученными собаками. Когда соболи,
как привыкли, прячутся в кустах, в порослях, за скрытые чурбаны или бревна, вокруг
них натягивают сети, а, словив, убивают дубинами. Если соболю удалось удрать
из сети и подняться на деревья или убежать, стоящие рядом собаки лают на них,
и охотники убивают их деревянными тупыми стрелами и палочками, собаки приносят
мертвых соболей охотникам...».
Из
растений Сибири Витсен особенно интересуется теми, которые являются предметом
торговли (ревень, мухомор, бадьян). Он сообщает, что «большое количество
ревеня отправляют через Сибирь в Москву и оттуда рассылают во все места мира;
ежегодно в казну его величества попадает от этой торговли свыше 4000 дукатов».
Подробные
сведения дает Витсен о населяющих Сибирь народностях: бурятах, гиляках, монголах,
остяках, тунгусах, самоедах), вогулах. О последних Витсен пишет: «Вогуличи или
вагольские татары, обитающие близ реки Чусовой и в окрестностях этой местности,
являются грубыми язычниками маленького роста, но большой силы по сравнительно
большой головой, и имеют они особый язык. Все их богослужение, как правило, состоит
в том, что они один раз в год приносят жертву; они собираются всей областью в
лесу и режут от каждого вида одно животное, среди которых считают самыми благородными
лошадей и козлов, потом обдирают жертву, подвешивают на дерево или насаживают
на жердь, падают перед ним ниц и молятся; мясо съедают они совместно. И это
все богослужение на целый год». Витсен пишет также о похоронных обрядах
тунгусов и вогулов, бурят, интересуется языком этих народов, дает словарь
калмыцкого языка, список даурских слов, перевод молитвы «Отче наш» на тунгусский
язык, а также некоторые сведения о якутском языке.
Большой
интерес представляют сообщения Витеена о рудных месторождениях Сибири и Урала и
их разработке: «Азамил (Арамил) есть место у реки Исети, где много железной
руды и магнитного камня находят, особенно в восьми милях от города...». О
железных рудниках Верхотурья и их богатстве Витсен пишет: «Они дают хорошее,
очень мягкое железо, так что из него можно отливать хорошие пушки и мортиры...
Металлическая пушка в 400
фунтов, стоющая в Москве 500 гульденов на одну только
плату. За работу, того же веса здесь обходится не дороже 80 гульденов.
Кроме
магнитной руды у Верхотурья, по соседству имеются еще различные обыкновенные
железные рудники, где железо хорошего качества лежит в земле по колено и жилы
простираются в длину в триста или четыреста саженей. Сделали пробу на 60 и 70 фунтов железа, оно
того же качества, как и шведское. Хлеба, мяса и рыбы в этой местности можно
купить выгодно, как и во многих местах Сибири, за один стюйвер можно купить
столько хлеба и рыбы, сколько человек за день может съесть...
В
пробе магнитного камня или железной руды, присланной мне из Верхотурья,
найденной в 12 милях
от города, я нашел на 100
фунтов 45
фунтов железа и два лота серебра стоимостью в три
гульдена...
Жилы
этой магнитной руды находят в горах шириной в 9 локтей и в 3 локтя высотой или
толщиной.
В
году 1700 недалеко от города Верхотурья был открыт новый железный рудник,
дающий очень хорошее железо...».
«Десятого
марта 1704 года мне прислали из Сибири-Верхотурья некоторую руду, которая
обнаружила при пробе, что на 100
фунтов приходится три лота серебра стоимостью в 4 гульдена
и 14 стюйверов, так что рудник разрабатывается с большой прибылью. Вблизи него
построены две деревни в 140 домов.
Из
Нерчинска доставили другую руду, которая на 100 фунтов дала два с
половиной лота серебра стоимостью в три гульдена и 16 стюйверов, не говоря о
восьми лотах свинца стоимостью в 4 гульдена».
«И
еще мне прислали минерал из Томска, давший два с половиной лота серебра
стоимостью в три гульдена и 16 стюйверов.
Из
Чусовой доставили медную руду, которая по проведенному мною испытанию дала
серебра полтора лота стоимостью в 2 гульдена 7 стюйверов и меди стоимостью в
20 гульденов, что вместе составляет 22 гульдена и 7 стюйверов».
«Недалеко
от главного города Тобольска, говорят, имеется рудник слюды, еще называемой
русским стеклом, где находят куски ее длиной и шириной в локоть...
Река
Чусовая недалеко от Соликамска имеет быстрое течение и весной подымается так
высоко, что выходит из берегов и затопляет местность. Маленький город, называемый
Нижним, лежит у этой реки, там много алебастровых гор или меловых, или
гипсовых».
«Между
Томском и Кузнецком, говорят, добывают ртуть».
«Недалеко
от озера Байкал находят драгоценный камень, имеющий красивый зеленый цвет и
хороший блеск, но он не очень твердый».
Еще
В. Радлов обратил внимание на сообщения Витсена о сибирских древностях и
поместил отрывки такого характера в своих «Сибирских древностях». Действительно, эти сведения
содержат множество совершенно неизвестных до этого времени
подробностей о памятниках сибирской
старины: «В 1688 году боярин Федор Алексеевич Головин, воевода
Сибирский и оберкригско-миссар его царского величества Петра Алексеевича, совершил
путешествие по Сибири в восточном направлении. Спустившись по реке Иртышу,
прибыл он ко впадению ее в большую реку Обь на место, называемое Са-маровским
или Самаровым ямом. Несколько выше этого места река имеет весьма быстрое
течение и, как это часто бывает, в протекающую между скалами реку обрываются
большие глыбы земли и падают вниз под напором нагоняемой воды. Так и тут огромная
глыба каменистой земли упала с вышележащих гор в реку на низовой берег и
рассыпалась. Вместе с землей упал гроб или деревянный ящик с костями давно
умершего человека, с остатками серебряных запястьев, серебряным ожерельем,
какое носили древние язычники, и серебряным сосудом, который вышеупомянутый боярин в 1698 году в бытность свою во главе чрезвычайного
московского посольства в нашем государстве
оставил мне на память. По свидетельству многих писателей, древние язычники воображали, что утварь, которую они
помещали в могилу с покойником, должна была служить умершим на том свете... На дне этого сосуда
посредине видна большая нагая мужская фигура с щитом в левой руке, ас боку, несколько позади ее, другая
стоящая фигура, которая видна лишь наполовину и, кажется, держит в руке стрелу
или какую-то связку; вокруг видны горы и местами, поодаль, маленькие
человеческие фигуры, одетые в пеструю мохнатую одежду, да несколько животных, а
именно олени. Все это, однако, до того стерлось и затемнилось вследствие
наложенной сверху позолоты, что без увеличительного стекла ничего нельзя
разобрать. Сосуд совершенно круглый, в виде полушара, весом около 25 гульденов
серебра, величиной в поперечине в полпяди... Означенный боярин велел его
вызолотить по причине редкости работы и места, где он его нашел. К сосуду
приделано колечко очень изящной работы. Находящаяся на сосуде фигура
изображает, должно быть, покойника, в могиле которого он был найден.
Заслуживает внимания, когда и кем этот серебряный сосуд (подобных ему было
найдено в некоторых могилах в этой же местности большое количество) мог быть
сделан, так как в этой области в настоящее время туземцам неизвестно искусство
изготовления серебряных вещей. Могила оказалась на 8 футов под землей, когда
она упала в воду реки...
Недавно
в Сибири, неподалеку от Верхотурья нашли золотую фигурку в деревянном
вместилище под большим холмом, где по всем приметам погребены были разные
покойники, от которых сохранились только костяки... Фигура изображает птицу
вроде курицы или индюка с распущенными крыльями и головою мужчины с распущенными
вьющимися волосами и острым носом... Как это изображение туда попало и кем
занесено, неизвестно; по-видимому, оно скорее имеет сходство с изображениями,
находимыми при мумиях в древних египетских усыпальницах...
Другой
идол, присланный мне из Сибири, размером в два пальца ширины из чеканного
золота также вынут из древней могилы, где были найдены человеческие кости, под
курганом или большим холмом. Он изображает стоящего четвероногого зверя вроде
тигра или льва с человеческой головой и двумя распущенными крыльями. Внутри
фигура полая, ноги внизу просверлены».
|