«Кроме того, там (т. е. в Сибири) было еще
найдено и прислано мне оттуда зеркало из стали, имеющее в диаметре одну пядь;
оборотная сторона его украшена изображениями и старинными буквами, другая
сторона гладко отполирована, как японские и китайские зеркала, еще поныне
изготовляемые из особого состава стали... Недалеко от Тобола встречаются под горами
особого рода весьма древние могилы, в которых, кроме костей покойников,
находили металлическую утварь из серебра, меди и Железа. Г. Салтыков из такого
серебра велел сделать себе саблю на память об этом замечательном
обстоятельстве... Говорят, что в Сибири в некоторых местах можно увидеть
пришедшие в упадок старые стены и развалины бывших там, по-видимому, городов и
что иногда там находили разные памятники. Из последних явствует, что в более
древнее время страну эту населяли народы более высокого развития, нежели ныне,
потому что теперь подобных построек там вовсе не знают. Сибиряки говорят, что
народы, когда-то сооружавшие эти города и постройки, совсем выселились оттуда
по направлению к юго-востоку».
«В
Сибири недалеко от Верхотурья на утесе найдено несколько изображений и надписей
из неизвестных букв. Об этих надписях, по преданию старейших людей тамошнего
населения, полагают, что они находились в том месте до покорения страны (что
случилось более ста лет тому назад), так как никаких известий, когда и кем изображения
были сделаны, нет. Цвета они буро-желтого, имеют семь пядей в вышину и шесть
пядей в глубину, находятся на горе на гладком камне, который возвышается над
водою на полторы сажени, где, вероятно, жившие в былое время по соседству
вогулы и другие язычники имели обыкновение приносить жертвы. Скала шириной в
семь, глубиной в 18 саженей и приблизительно такой же высоты. Река,
протекающая рядом, называется Irliet
(вероятно, Ирбит), а ближайшая деревня Писанец; равным образом и скала поблизости
этого места носит -название «Писаный камень».
Все
эти сведения о Сибири, представляющие лишь ничтожную часть собранных Н.
Витсеном, характеризуют, однако, его «Северную и Восточную Татарию» как
уникальный по обилию материалов и многогранности памятник географической
литературы. Но при всех его несомненных достоинствах книга представляет все же
уже пройденный этап в развитии научного познания мира того времени, является
характерным образцом метафизического универсализма предшествующего столетия,
далекого от философских и историографических исканий эпохи Просветительства с
их всеохватывающим стремлением к познанию глубоко скрытых всеобщих закономерностей
развития природы и человеческого общества.
|