Я
убежден, что, если эту обширную область хорошо оросить, этого было бы
достаточно, чтобы дать средства к существованию большей части ее обитателей;
если бы они позаботились об ее обработке, но из трех племен монголов, которые
ее сейчас населяют, только татары-магометане обрабатывают свои поля, но даже
они делают это в таком размере, сколько необходимо для того, чтобы
прокормиться. У калмыков не больше, чем у монголов занимаются сельским
хозяйством, и они живут только тем, что им дают их стада.
Недостаточные
занятия земледелием вызывают их кочевую жизнь, перемену местопребывания по мере
того, как их к этому принуждают времена года.
У
каждой орды или племени свой отдельный округ (кантон), который им присвоен,
летом они направляются в северные, зимой в южные области.
Великая
Татария имеет еще ту особенность, что не имеет крупного строевого леса обычного
типа, за исключением пограничных областей, а также некоторых мест, т. к. вся
растительность, находящаяся в центре страны, состоит из кустарника, высота
которого не превышает роста человека, но зато горы изобилуют дикими козами,
белыми медведями, чернобурыми лисицами, горностаями, куницами, соболями и
росомахами.
Росомаха
— это хищное животное немного поменьше волка. У ней грубая, длинная,
желто-коричневая, почти черного, особенно на спине, цвета шерсть. Она взбирается
на деревья, чтобы выслеживать оттуда дичь, и когда какое-нибудь животное
пробегает под деревом, где она находится, она бросается на его спину...
Русские
очень ценят шкуру росомахи, они употребляют ее обычно на муфты и опушки шапок.
Меха всех этих животных, а также ревень, корень жен-шень, шелк, шерсть — вот
то, чем торгуют на севере, востоке и юге, так как татаре, которые живут на
западе, у берегов Каспийского моря, смотрят на торговлю, как недостойное для
них занятие, и считают для себя самым честным занятием грабить торговцев,
которые проходят по их владениям или требуют с них выкупа, так что у тех
навсегда пропадает желание сюда возвращаться.
В
Большой Татарии также много верблюдов, лошадей, быков, овец, фазанов и других
птиц, среди которых можно увидеть птиц красоты необычайной. Это птица, похожая
на цаплю, вся белая и только клюв, крылья и чудесного красного цвета.
Ее мясо очень нежное и по вкусу похоже на мясо нашего рябчика.
Конечно,
кажется вполне вероятным, что народы, населяющие сейчас обширные пространства
страны, жили там всегда, но есть две вещи, которые не позволяют допустить
такую ошибку. Во-первых, во многих местах Татарии, у границ Сибири, есть
большие холмы, в которых находят скелеты людей и лошадей, различные сосуды в
большом количестве, серебряные и золотые украшения. Там находят также
многочисленные скелеты женщин с золотыми кольцами на пальцах, что совсем не
соответствует обычаям теперешних татар. Не стоит сомневаться в истинности
того, о чем я рассказываю. Пленные шведы в Сибири ходили группами раскапывать
могилы, и русские тоже последовали их примеру, но калмыки рассматривают эти
поиски, которыми занимаются шведы и русские, как святотатство, и убивали тех
грабителей гробниц, которых только удавалось достигнуть. Впоследствии эти
розыски были строго запрещены во всей Сибири.
Во-вторых,
стоит отметить, что один врач, который был послан в 1721 году покойным ныне
императором России вместе с несколькими шведскими офицерами изучать
растительность России, нашел на берегу реки Чулыма, к востоку от города
Красноярска, посреди большой степи, простирающейся вдоль берега этой реки, орла,
высеченного из белого камня, примерно 16 футов в высоту, окруженного множеством таких
же маленьких орлов высотою в 4—5 футов. На боку большого орла увидели
полуистершиеся надписи и множество букв на маленьких орлах, разрушенных
временем. Изучив находящиеся на орле и дошедшие до нас надписи, можно
признать, что буквы не имеют никакого сходства с буквами тех языков, на
которых говорят сейчас на севере Азии. Кроме того, изваяния такого рода мало
соответствуют таланту татар, так что трудно думать, чтобы у них или их предков
мог бы возникнуть подобный замысел, особенно если принять во внимание, что по
соседству с тем местом, где эти изваяния найдены, в 100 милях в окружности
нет даже камнеломен, откуда можно было бы извлечь подобные камни, так что они
могли быть доставлены только по Енисею. Со временем мы, может быть, узнаем об
этом больше.
В
отношении колец и украшений, которые найдены в могилах, то они, по-видимому,
принадлежат тем могулам, которые сопровождали Чингис-хана в его нашествии из
южной Азии. Так как они принесли с собой богатства Персии, Хорезма, Великой
Бухарин, царства Кашгара, части Индии, северного Китая, то можно предположить,
что они захоронили эти богатства вместе с умершими так же, как язычники-татары,
у которых до сих пор сохранился обычай хоронить вместе с умершим его лучшего
коня и самое ценное из домашней утвари, так чтобы это пригодилось ему на том
свете. Так же, в силу этого обычая, их предки клали в могилы сосуды ив золота и
серебра вместе с умершим, это они делали в давние времена, и все отличие
теперешних татар от татар прежних состоит в том, что богатства, которые они
закапывали с мертвыми, сводятся к нескольким деревянным мискам и другой
домашней утвари небольшой ценности.
Необходимо
отметить, что эти народы, утверждающие, что ведут свое происхождение от Турка,
старшего сына Яфета, назывались турками, пока постепенно не утратили это
название, заменив его названием татары, которое одно из племен взяло от имени
Татар-хана, сына Аланца-хана, а не от реки, называемой Тэтой, как думали некоторые,
так как теперь совершенно точно установлено, что на всем севере Азии нет ни
одной реки такого названия. Впрочем, когда я говорил, что название «турка»
постепенно исчезло и заменилось названием «татары», я хочу сказать только о
том времени, когда соседи и чужеземцы стали называть их только таким образом,
тогда как сами они сохранили среди своих это первое имя и даже утверждали, что
никакая другая нация не имеет права носить его.
У
них много общего с большой частью других восточных народов, властители которых
носят титул султана Рима (de Sultan de Roumb), так что под властью
римлян были когда-то в Азии те же государства, которые сейчас находятся под
властью последнего...».
В
книге дается затем подробное описание племенного состава татар, их расселения,
образа жизни и социального устройства, рассказывается о взаимоотношениях между
ханом и мурзами, о семейных отношениях, занятиях охотой, о законах татар.
Последующие части посвящены описанию рек Татарии, ее городов. О Байкале,
например, мы читаем: «Озеро Байкал в Сибири имеет примерно 30 немецких миль в
длину, с востока на запад и 15
миль — его наибольшая ширина с юга на север. Так как оно
окружено очень высокими горами, и там дует всегда противный ветер, то это очень
затрудняет передвижение. Его вода пресна, прозрачна и богата рыбой. Там можно
видеть большое количество морских тюленей, совершенно черных и без шерсти, как
на Белом море, что довольно необычайно на озере с пресной водой, но они
встречаются также на Ладоге и Онеге, к северу от Санкт-Петербурга.
Замечательно,
что, хотя многие реки со всех сторон несут свои воды в озеро Байкал, из него
вытекает только река Ангара, которая течет на северо-запад и впадает в Енисей у
Енисейска, и так как нет другого канала, по которому может вытекать вода из этого
озера, обычно думают, что река Лена, верховье которой находится в горах в двух
днях пути на север от озера, соединена с ним подземным сообщением. На этом
озере много плавучих островов, которые ветер гонит от одного берега к другому.
Глубина его повсюду более 50 саженей, и если опасно переплывать через него
летом из-за сильных бурь, то не менее опасно это и зимой из-за льда толщиной не
менее 10 футов,
настолько скользкого, когда ветер сдувает снег, что лошади на каждом шагу
падают, если не подкованы специальными гвоздями...».
Об
Енисее книга приводит следующие сведения: «Истоки реки, которую русские
называют Енисеем, находятся в стране Калха-монголов, к югу от истоков Селенги,
на 45° широты. Затем река течет на северо-восток, но на 47° широты неожиданно
поворачивает на север и затем сохраняет это направление, и затем, пройдя еще 500 миль, впадает в
Ледовитый океан на 71° широты.
Енисей
— одна из величайших рек мира; ее вода очень прозрачна и вкусна, но не очень
богата рыбой. Начиная от ее верховья до 52° широты ее берега заселены
калха-монголами и калмыками, но от этого места до самого устья она течет по
стране, принадлежащей России. Город Абакан, на 53°30' широты — наиболее южное
поселение русских на Енисее и город Турухан на 65° широты — самое северное.
Эта большая река, протекая по обширному пространству, принимает воды стольких
рек, впадающих в нее с обеих сторон, что у города Енисейска (в 200 милях от ее устья),
на 59 10' широты, ее ширина более полумили, а в устье — более 5 миль. Весной, когда тают
снега, Енисей, как Обь и Лена, выходит из берегов и производит большие
опустошения, унося даже целые куски скал. Именно здесь, особенно на 60°
северной широты, часто находят глубоко в замерзшей земле что-то вроде рога,
очень похожего на слоновую кость. По крайней мере он обладает таким же цветом,
блеском, той же прочностью и твердостью, одним словом, отличается только
большей хрупкостью и его труднее обрабатывать, и еще тем, что легко теряет
первоначальную белизну, становясь желтоватым. Эти рога имеют вес от 70 до 80 фунтов. Местные жители
называют их маммутом, но они до сих пор не знают, что это может быть. Одни
полагают, что это клыки слонов, утонувших при всемирном потопе, сохранившиеся
до сих пор в замерзшей почве этих мест, другие — что это рога какого-то
огромного животного, жившего под землей, которое умирает, как только вдохнет
воздух. Они дают ему даже подробное описание, очень похожее на басню, так как
до сих пор никто не может похвастаться, что видел это животное. Между тем я
слышал от людей, достойных доверия, что они видели эти рога с сохранившейся
частью чучела, и даже целую челюсть мамонта с клыками весом в 18—20 фунтов, но
они добавляют, что невозможно различить, из кости ли они или из какого-то
окаменевшего вещества, и что у всех рогов имеется полый корень, покрытый чем-то
вроде свернувшейся крови...
|