Вебер
включил в свою книгу записки шведского драгунского капитана Бернгардта Мюллера
«Жизнь и обычаи остяков», вышедшие потом отдельным изданием в Берлине в 1720
году.
О
жизни Мюллера нам почти ничего не известно. Вебер сообщает лишь, что рукопись
записок была им получена в Петербурге. Ссылаясь на дату посвящения (Мюллер
посвятил свой труд Екатерине Алексеевне), Вебер приходит к выводу, что Мюллер
закончил свои записки 12 декабря 1716 года.
Сам
Мюллер в обращении к читателю указывает, что он находился в свите митрополита
Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского и сопровождал его в поездках,
предпринятых с целью обращения остяков в христианство: «Митрополит Сибири...
был мне так склонен, что взял меня в свою свиту, когда он перевел эту убогую
нацию из язычества в христианское крещение. В таком далеком путешествии я
большую часть своей реляции составил сам, остальное узнал от людей, которым я
мог всецело доверять».
Большинство
исследователей Сибири считает, что записки Мюллера целиком или в значительной
степени заимствованы у Г. Новицкого. Так, например, Л. Майков в результате
анализа труда Мюллера приходит к выводу, что между ним и записками Новицкого
существует теснейшая связь, и порой Мюллер дословно переводит Новицкого. Такой
же точки зрения придерживается и С. В. Бахрушин, считающий труд Мюллера попросту
переводом записок Г. Новицкого.
С
подобными утверждениями трудно не согласиться. Само расположение материала в
записках Г. Новицкого и Мюллера почти идентично. В «Кратком описании о народе
остяцком» (1715) Г. Новицкий в первой главе, содержащей 18 параграфов, дает
общие сведения о Сибири вообще и о районе, заселенном остяками. Начинается она
с описания границ Сибири и ее естественных богатств. Новицкий говорит о
наличии в Сибири руд железных, медных, свинцовых, серебряных, пишет о каменном
масле и мускусе, о мамонтовой кости и пытается объяснить происхождение
последней. В параграфах 6—9 сообщаются исторические сведения, почерпнутые из Сибирской
летописи Саввы Есипова, дается описание Новой Земли. В последних параграфах
главы (16—18) Новицкий рассказывает о том, что ему известно о происхождении
остяков, о переселении их из Пермской земли, о происхождении названия остяков.
Глава вторая «Краткого описания...» Г. Новицкого содержит материалы, характеризующие
«житие, обыкновения гражданства и прочие», описывается обычай дачи имени
новорожденному, обряды, сопровождающие рождение ребенка, сообщаются сведения
о жилищах, домашней утвари, занятиях остяков, их одежде, общественном
устройстве.
В
третьей главе описываются верования остяков и их идолы: Старик Обской, Гусь
Кондийский и другие, а также обряд служения этим идолам. В главах 4—8 описывается
история крещения остяков.
Аналогично
расположен и материал в книге Мюллера. В первой главе «О положении королевства
Сибири и происхождении остяков» дается историческая оправка о Сибири до
завоевания ее Ермаком, в основном совпадающая с записками Г. Новицкого,
сообщается об естественных богатствах: рудах, хрустале, мускусе, каменном масле
и мамонтовой кости, далее следует ряд указаний о географическом расположении
Сибири и мест, населенных остяками, о происхождении их.
Вторая
глава книги Мюллера повествует об образе жизни остяков, о том, как давали
имена, о воспитании детей, пище, жилищах, передвижение, о ткачестве из
крапивы, одежде, заключении контрактов, о беспорядочной и бедной жизни остяков,
болезнях, многоженстве, обрядах сватовства, разводе, рождении детей, оружии,
погребальных обрядах. Третья глава у Мюллера, как и у Г. Новицкого, посвящена
религии остяков и описанию идолов. В четвертой главе «О начале обращения
остяков в христианскую греческую религию» сообщается о миссионерской деятельности
Филофея.
Насколько
близок текст записок Мюллера и Новицкого показывает сопоставление отдельных
параграфов этих двух сочинений. Мюллер, например, дает следующее описание
одежды остяков: «Женский пол имеет из-за отсутствия льна мало упражнений. Но
они умеют обрабатывать крапиву таким же образом, как и лен, и ткут из нее
полотно, которое используют для занавесей у своих лож, при помощи которых
летом отбиваются от комаров, от которых иначе они в этих местах никогда не имели
бы покоя, они также используют такие полотна, хотя они и очень жесткие, на
рубашки и головные платки. Рубашки вышивают они спереди различными цветами,
также и платки, которые надевают на голову, и это наряжание у них очень в
ходу».
У Г.
Новицкого: «Жены их, не имея конопель, нужду и недостачество свое удоволяют
полным зелием: от кропивы бо зелныя хитростне истягауть нити, из сих холсты
утворяють. От них же соделовають себе пологи для сохранения комаров, за
множеством бо комаров, мух и прочиих, невозможно без пологов пребыть;
сшиваютьже себе и рубашки от тогожде кропивного холста и укра-шають я
различными пестротами, вышивая нитми разныя взоры».
Сам
факт почти полного совпадения содержания отдельных глав и даже отдельных
параграфов у Мюллера и Новицкого достаточно красноречиво доказывает, что Мюллер
более чем щедро использовал рукопись Новицкого. Сам Мюллер, как указывалось
выше, и не отрицал, что обильно пользовался сведениями, полученными «от
людей..., которым мог всецело доверять», хотя и не называет авторов
источников, которым следовал. Но как бы там ни было, благодаря книге Мюллера
сведения о жизни остяков, собранные Г. Новицким, стали широко известны еще в
начале XVIII века — сама рукопись Новицкого была опубликована только в 1884
году Л. Майковым.
|