С
особым рвением занимался Лаксман вопросами горного дела, добычи полезных
ископаемых, изготовления стекла и др. Эти занятия сблизили его с пионерами
сибирской промышленности и техники. Неоднократно Лаксман, например, встречался
с знаменитым механиком Ползуновым, изобретателем и конструктором паровой
машины. В письме из Барнаула от 17 ноября 1767 года Лаксман пишет:
«Капитан-механик Ползунов изготовляет и имеет различные метеорологические
инструменты, но они служат только для украшения. Теперь он делает большую машину,
такую, какую в Англии употребляют в угольных копях, и хочет ее использовать в
горном деле: вместо воды огонь должен привести в движение раздувальные меха.
Он уже получил за это дело подарок в 400 рублей».
Из
Барнаула же, 11 февраля 1765 года Лаксман пишет профессору Бекману,
рассказывая о своих знакомых по профессии: «Второй, с которым я часто и с
пользой для себя общаюсь, это — горный механик господин Иван Ползунов, человек,
делающий честь своей нации. Теперь он строит огневую машину, но совсем иную,
чем принятые в Англии и Венгрии. Эта машина должна привести в движение дутье в
плавильнях, обычно приводимое в движение водой, без воды — какое преимущество!
В будущем можно будет построить в России плавильни на высоких горах, даже в
шахтах. Эта машина может обслуживать 15 печей, а именно 12 плавильных печей и
3 разделительных горна».
Значительный
интерес представляют приведенные в письмах Лаксм'ана многочисленные сведения о
работе Колыванских заводов и рудников. В письме из Барнаула от 1 января 1765 года
Лаксман, который тогда был проповедником лютеранской общины, дает описание
своего прихода, члены которого проживали в Верхнем Сусуне, Ново-Павловске,
Барнауле, Колыване, Змеиной горе и Ирбинске: «Первые два места новые и только
сейчас строятся. В Нижнем Сусуне будут чеканить сибирские медные деньги (указ
об этом издан 5 декабря 1763 года... эти деньги курсируют только в Сибирской
губернии. Пуд меди, из которой их чеканят, содержит 1 3/96 золотника чистого
золота и 31 3/96 золотников чистого серебра), в Ново-Павловске устраивают,
новый серебряный рудник, и оба скоро будут готовы. Они расположены в северо-западе
от Барнаула, первый на расстоянии в 170, второй — на расстоянии в 52 версты.
Барнаул
является важнейшим горным предприятием по добыче серебра, где выплавляют
ежегодно до 400 и более пудов чистого серебра и от 11 до 15 пудов золота. Здесь
находится горная канцелярия и главное командование.
Колывань,
от которой эта провинция получила свое название, является приятным местом,
расположенным в 230 верстах от Барнаула к северо-западу. В 9 верстах от нее
находится рудник Воскресенск, богатый серебром и медью, но из-за тогдашнего
плохого хозяйничания Демидова там нет леса, и поэтому плавильни закрываются.
Змеиная
гора, Змеевой рудник — богатая серебром гора, в 35 верстах от Колывани на
северо-востоке. Здесь ощущается недостаток воды, и поэтому здесь нет плавильни,
а только похверк.
Ирбинский
завод расположен за Енисейском на реке Ангаре на расстоянии свыше 1000 верст от
Барнаула. Этот железоделательный завод доставляет различные железные предметы
не только для здешних мест, но и для Нерчинска.
Наши
заводы отстроены лучше, чем в городах, которые мне пришлось проезжать прошлой
зимой. В Барнауле свыше 1000 домов, 3 греческие церкви, прямые широкие улицы.
Здесь имеется также хороший стекольный завод, где изготовляют довольно хорошее
хрустальное стекло, аптека и госпиталь, первая из камня, второй из дерева.
Завод и река Барнаул находятся в середине города, близко к нему протекает
большая река Обь с юга на север» (85—87).
Наиболее
полные и универсальные сведения о Сибири, нравах и образе жизни
сибиряков, их занятиях,
о развитии сибирской промышленности находим мы в дневнике И. Г. Гмелина.
Этот материал заслуживает более обстоятельного рассмотрения.
В предисловии
к своему четырехтомному труду «Путешествие через Сибирь 1733—1743 гг» И. Г.
Гмелин кратко воспроизводит историю двух камчатских экспедиций, участником
второй из них был сам Гмелин. В составе группы этой экспедиции Гмелин должен
был по суше пересечь всю Сибирь до Камчатки, принимать участие в
астрономических измерениях (начатых еще в 1719 году Мессершмидтом), а также
произвести описание политической и естественной истории Сибири.
Первая
часть книги Гмелина — дневник путешествия из Петербурга в Якутск и обратно.
Основная часть экспедиции вернулась из Якутска, небольшая группа, состоявшая из
Крашенинникова, адьютанта Штеллера, художника Беркана и студента Горланова,
продолжила путь дальше на восток, профессор де Лиль де ла Кройер и профессор Академии
наук Фишер дошли до Охотска.
Датировку
дневника Гмелин ведет по старому стилю, расстояния измеряет в верстах (104,5
версты равны одному градусу или 10 немецким милям), саженях, аршинах и
вершках, а также пользуется русскими мерами веса. Гмелин пользовался картой из
Атласа Российского государства, куда он внес некоторые дополнения и уточнения.
8
августа 1733 года в 5 часов вечера Гмелин покинул Петербург, 22—23 декабря
прибыл в Кунгур, посетил знаменитые Кунгурские пещеры, 28—29 декабря был в
Катериненбурге, подробно рассказывает о посещении Ирбитской ярмарки, а также о
городах Тюмени и Тобольске. Наряду с сухими географическими и другими научными
материалами книга Гмелина содержит немало живо написанных картин нравов и
обычаев сибиряков. Так, например, о пасхальных обрядах, которые удалось ему
наблюдать в Тобольске, Гмелин пишет: «Первое действие- было таким: пели, потом
появился мальчик, который поздравил всех с наступлением пасхи. После его ухода
появился другой, совсем черный и в образе черта, как его обычно изображают. Он
гнал перед собою старого седобородого человека, который жалобно пыхтел и всем
своим видом изображал обычную старческую слабость. Он должен был олицетворять
старого Адама. Черт совершал вокруг него разные фиглярства и повесил ему на шею
чучело змеи с яблоком в пасти, после чего старый Адам замертво упал на землю. Потом
появилась Смерть с серпом и хотела забрать с собой умершего, а черт сопровождал
все это снова своим фиглярством. Наконец появился господин Христос в образе
довольно безобразного юноши, держащего в одной руке крест, а в другой — корону:
при его появлении черт стал очень застенчивым, не знал, куда спрятаться, а
потом удрал из комнаты. Сила креста придала Адаму снова жизнь, и господин
Христос, приказав ему встать, увенчал его золотой короной, которую держал
наготове. Старый Адам не знал, куда деваться от радости, и очень мило
благодарил господина Христа. После этого господин Христос увел его в рай, и они
удалились. Новое действие изображало преподнесение десяти заповедей... В-третьих
изображалось святое крещение, и это было так: появился молодчик в ободранной
шубе с натянутой поверх сетью. На боку у него висела сабля, а также были у него
колчан и стрелы. Говорят, что это должно было изображать остяцкого князя. Два других
молодчика, полуодетые, но без колчанов и стрел, подошли к остяку, который
премного хвастался своей храбростью, и как бы он ни сопротивлялся, они все же
его схватили, раздели до штанов, приказали принести ушат с водой, посадили его
туда и бодро обливали его несколькими ведрами воды, а потом он должен был
отказаться от своих мехов и всего, что у него было. И таким образом он был крещен.
Все ушли».
Ожидая
завершения строительства шлюпа «Тобол», на котором предполагалось продолжить
путешествие водой, Гмелин посетил место, где, по преданию, находилось городище
Сибир, давшее название всему краю. Подробно описывается город Тобольск: «Город
расположен под широтой в 58° 12' на реке Иртыше и является столицей всей.
Сибири. Он разделяется на верхний и нижний город. Верхний город лежит на
высоком бостонном берегу, а нижний — в равнине между высоким берегом
и Иртышом. Эти два города занимают очень большую площадь, но дома там
деревянные. В верхнем городе,, который собственно говоря только и называется
городом, находится крепость, почти четырехугольная, построенная бывшим
наместником Гагариным из камня. В ней помещается гостиный двор, построенный,
как и правительственная канцелярия и дворец епископа, из камня. Нынешний
правящий уже четвертый год наместник зовется Алексеем Львовичем Плещеевым.
Кроме гостиного двора, имеется в верхнем городе еще торгующий съестными
припасами и всякой мелочью рынок. Вокруг всего верхнего города с его восточной
стороны нынешний правитель распорядился построить земляной вал, который уж
этим летом должен быть закончен — осталось доделать не так уж много.
Нижний
город имеет свой собственный рынок и также несколько лавок, где можно купить
всякую мелочь. Но если здесь, как и на рынке верхнего города, нужно что-нибудь
купить, следует идти зимой рано утром до 11 часов, во второй половине дня
зимой с 2 до 4 часов, а летом с 4 до 8 часов...
Что
касается удобств каждой части города, то верхний имеет то преимущество, что он
не подвержен наводнению; но затруднение заключается в том, что всю воду, в
которой наверху окажется необходимость, нужно привозить снизу по горе.
Единственно епископ с большими затратами заставил выкопать колодец в 30
саженей, но им никто, кроме него, не может пользоваться. Другим большим
неудобством является то, что со стороны горы в Иртыш сваливаются ежегодно
большие куски земли, из-за чего жители вынуждены переносить стоящие близко к
берегу постройки. Я не думал, что кто-нибудь построит дом близко к крутому
обрыву, и все же я видел, что несколько бревен из основания дома, который
когда-то там стоял, высунулись за берег. Да еще меня заверили, что когда-то
гостиный двор находился ближе к берегу, и из-за его размыва должны были его
снести. Бывший наместник князь Гагарин разумел это зло и считал, что устье реки
Тобола, от которой город получил свое название, устремляется как раз на город.
Он поэтому распорядился, чтобы пленные тогда шведы устроили новое устье повыше
по течению реки через специально выкопанный канал, что многим помогло. Но опыт
показал, что этих средств недостаточно. Я думаю, что еще одна причина
заключается в глинистой почве, из которой состоит берег. Берег размывается
только весной, и именно в то время, когда на Иртыше полноводье. Я поэтому
полагаю, что сила воды выдалбливает снизу берег и уносит глину, из которой он
состоит, из-за чего неизбежно происходит сползание всего того, что на нем находится.
Что такая причина весьма вероятна, можно легко увидеть, если пройтись из
верхнего города вдоль берега на север... Поэтому, вероятно, можно было бы воспрепятствовать
грядущему злу вбиванием свай внизу у берега или посадкой ивняка по всей площади
берега, тянувшейся к реке. Нижний город имеет то преимущество, что имеет под
рукой воду, но зато он очень подвержен наводнениям, но это происходит не
каждый год. И хотя Иртыш разливается каждый год, но город не всегда терпит от
этого бедствие. Жители считают общепризнанной истиной то, что каждые десять
лет происходит такое наводнение, что затопляет весь город. В прошлом году
случилось так, что не только город, но и вся низменность вокруг
реки находилась под водой. Говорят, что одиннадцать лет тому назад случилось
то же самое, и некоторые,
сохранившие рассказы своих предков, говорят, как я уже отметил, что и раньше
это случалось каждые десять лет. Но я не знаю,
можно ли полностью, довериться этим известиям. Ибо мне рассказали зимой, что
такое наводнение происходит каждые десять лет два года подряд, и что поэтому в
нынешнем году безошибочно следует ждать такого наводнения. Но это пророчество
не исполнилось, и поэтому я предполагаю, что наблюдения простираются не дальше
десяти лет, как и вообще Сибирь нельзя считать страной, где, в особенности в городах,
люди живут постоянно.
|