ЧЕРЕПА В АЛЬПИЙСКОЙ ПЕЩЕРЕ
Кости тысячи медведей —
в пещере Вильдкирхли, восьмисот — в пещере Гайленрейт, «медвежьи пещеры»
Драхенлох, Петерсгёлле и другие, обнаруженные в альпийской зоне Центральной
Европы еще в начале XX века, — загадка культуры неандертальцев, эпохи мустье,
заключительной фазы нижнего палеолита (120—40 тысячелетий до нашей эры).
Особенно впечатляют каменные ящики Драхенлоха и ниши Петерсгёлле, в которых
черепа и кости конечностей были уложены в строгом порядке, с определенной
ориентировкой. В «медвежьих пещерах», как правило, находят черепа медведей,
которые, судя по сохранившимся позвонкам, закладывались в эти своеобразные
первобытные храмы отдельно от туловищ. Очевидно, это были не естественные
кладбища пещерных медведей, не остатки пищи первобытных жителей пещер, а сознательно
созданные неандертальцами сооружения для отправления культа медведя. Охота на
этого крупного хищника в период мустье играла исключительную роль. Поэтому-то в
труднодоступных скальных урочищах, на высоте 1500—2500 м над уровнем моря,
среди снежной высокогорной пустыни, далекой от мест постоянного обитания
неандертальских охотничьих общин, и устраивались подобные культовые комплексы
почитания медведя.
Существование у
неандертальцев культа медведя подтверждается особенностями некоторых
захоронений. Во французской пещере Регурду рядом с погребением мужчины-неандертальца,
перекрытым камнями, в яме под плитой размером 2x2 м и весом в 400 кг находились череп и
кости медведя. Вполне возможно, что медведь «сопровождал» человека. Допустима
и другая версия: человек — это жертва при главной фигуре погребального комплекса,
медведе.
Медведь, очевидно, был
основным среди почитавшихся неандертальцами животных. Известно также о поклонении
оленю и горному козлу, чьи кости, уложенные в определенном порядке,
встречаются в некоторых погребениях. Особо впечатляют сведения о культе волка.
В шестидесятых годах нашего века экспедиция французских археологов и
антропологов на Лазурном берегу близ Ниццы при входе в хижины на пещерных
площадках грота Лазаре обнаружила тщательно трепанированные головы волков,
своего рода предвратные стражи.
В древних памятниках на
территории нашей страны также найдены убедительные свидетельства почитания
медведя и других наиболее значимых для человека нижнего палеолита диких
животных. В кавказской пещере Кударо был найден крупный череп пещерного медведя.
Повернутый лицевой частью ко входу, медведь как бы оберегал его. В другой
пещере Кударо перед входом в центральную, обжитую часть один против другого
стояли два черепа — пещерного медведя и оленя. Известны также памятники, во
многом аналогичные знаменитым альпийским. Это пещеры Навалишенская и
Ахштырская на Кавказском побережье, а также Ильинка под Одессой. В последней
обнаружены остатки сооружений из каменных плит, очевидно подобных каменным
ящикам альпийского Драхенлоха, а также медвежьи череп и челюсть. Череп был обложен
камнями, а челюсть поставлена на четыре известняковые плитки. Кости
принадлежали не менее чем пятистам особям
медведей!
Культ медведя уходит
своими корнями в глубины стотысячелетней давности. Почитание медвежьих голов неандертальцами
можно сопоставить с обрядами так называемых медвежьих праздников, известных на
евразийском Севере, в частности в Сибири, а также в Северной Америке. Это
сходство — одно из немногих связующих звеньев в процессе культурного развития
первобытного общества Евразии: от эпохи неандертальцев — к кроманьонцам, людям
современного физического типа, далеким зачинателям современной цивилизации. В
памятниках, оставленных кроманьонцами верхнего палеолита, нет «медвежьих
пещер», но можно найти свидетельства существования культа медведя как тотемного
предка и существа, причастного к культам плодородия. Это отражено в сценах на
гравированных плитках из французских гротов Пешиале, Мае д'Азиль, Коломбьер.
«Дедушка-медведь»,
«Бабушка-медведица» — так уважительно-ласково именовали сибирские пароды,
жившие на пространствах от Оби до Амура, могучего хозяина тайги. Они видели в
нем первопредка, культурного героя, шаманского духа-помощника. С особой выразительностью
отношение к медведю как герою древнейшей эпохи тотемных представлений
проявилось у «вечных скитальцев тайги» эвенков (тунгусов). Древнейшей
территорией, на которой формировались «медвежьи мифы» и сопутствовавшие им
ритуалы, была, очевидно, горная тайга, примыкающая с запада и востока к озеру
Байкал. Здесь обитали пратунгусские племена. В ходе расселения по всей Сибири
эвенки пронесли красочные медвежьи мифы и ритуалы по всей огромной территории
своего обитания. Начало процесса распространения культа медведя относится еще
к дооленеводческому периоду, уходит корнями в архаику каменного века.
В мифах,
мифологизированных сказках, эпических преданиях и ритуалах охоты на медведя
сохранились древнейшие представления о медведе как одном из основных
персонажей сибирского фольклора. Мифологизированное сказание о девочке Хеладан
создано поэтическим воображением западных эвенков, расселившихся к западу от
Енисея и к северу от Ангары, до самых приполярных тундр.
|