Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 12:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Черепа в альпийской пещере - 3
Если Кайгусь — сын медведя и смертной женщины, то Койотбыль, еще один персонаж кетских «медвежьих ми­фов»,— сын медведицы и смертного человека, который был найден ею мертвым в берлоге и оживлен. Миф о Койотбыле в своей основе принадлежит к мифам тотемного круга, эволюционировавшим в сторону охотничье-промысловых преданий. В мифологическом цикле о Кайгусе и о Койотбыле одна фратрия была представлена медведем или медведицей, другая — человеком, вступившим в брак с этим древним покровителем охотников.
Ханты, которые жили по рекам Вах и Васюган, практи­ковали яркие «медвежьи праздники»; причем во время пантомимы они подражали крику мифического ворона. Васюганцы считали медведя человеком, пришедшим на­вестить их родственником, и называли его «младший брат-зверь». Ваховцы отводили убитому медведю почетное мес­то, мордой к очагу, и говорили: «Здравствуй, лесной ста­рик!». Глава праздника «беседовал» с медведем, выясняя местонахождение лесных зверей. С медведицей разыгры­вали сцену «взятия ее в жены». Затем последовательно зажигали четыре лучины — столько ночей охотник прово­дил «у костра медведицы». Приложив к лицу часть сре­занных губ и нос зверя, охотник сам «становился» медве­дем! Далее новоявленный «медведь» свистел по-бурунду­чьи и разыгрывал сцену «медведь и его две старшие сестры бурундучихи».
Можно вспомнить, что тотемные предки в таких ар­хаических мифологиях, как бушменская, папуасская, австралийская, как правило, были разновидовыми су­ществами, хотя и считались кровными родственниками. В мифах австралийских мункан говорится о приключе­ниях Женщины — Болотной Утки и ее Братьев-Попугаев, о Женщине — Болотной Рыбе и ее Старшем Брате — Ба­нановой Птице. Мифические супруги обычно относились к одному виду, но можно встретить Женщину — Морскую Черепаху и ее Мужа-Устрицу. Примечательно, что по законам мифологической трансформации мифический брак приводил к видовым превращениям. Так, в результате «брака» с медведицей мужчина приобщался к клану мед­ведей или превращался в зверя.
Когтистый старик — Койсынг-Ойка: так, будучи ми­фическим предком фратрии Пор, именовался медведь в мифологии манси. Структурно более ранним был образ медведицы: она мать первой женщины фратрии Пор. Мед­ведицу-родоначальницу убили охотники, взяли малень­кую девочку, ее дочь, и воспитали ее. Такой сюжет встре­чается в мифологиях мира, его можно обнаружить в виде яркого пережитка даже в такой развитой мифологии, как греческая. Охотница Аталанта, участница знаменитой охоты на гигантского калидонского вепря и похода арго­навтов в Колхиду за золотым руном, была в детстве остав­лена отцом. Девочку вскормила медведица, а воспитали охотники. Тут любопытен еще один мотив, который про­слеживается в более поздних произведениях, например в известной исландской саге о Ганлауге — Змеином Язы­ке. Он связан с жестоким обычаем людей первобытных и традиционных культур оставлять на произвол судьбы «лишних» новорожденных детей. В первобытных мифоло­гиях по мере эволюции жанра таких детей, становящихся впоследствии выдающимися людьми, находят и воспиты­вают звери-предки, старухи, старик со старухой и, нако­нец,  приближенные вождей и  королей.
Примечательно еще одно соприкосновение образов гре­ческой классики с архаическим образом медведя. Так, со­звездия Большой и Малой Медведицы рассматривались, согласно мифологическому канону, как сын Зевса Аркад, отданный на воспитание нимфе Майе, и его мать, Калип­со, превращенная Зевсом в Медведицу, чтобы скрыть ее от ревности Геры — его супруги. Млечный Путь — капли молока из груди этой своенравной богини.
Медведь — покровитель фратрии Пор — в мифах ман­си выступает как подлинный культурный герой: от него люди получают огонь и лук, основополагающие компонен­ты первобытного культурного комплекса, связанные с охотничьей добычей и ее реализацией. Если огонь как достояние человеческой культуры стал известен в Олдувее более 2 миллионов лет назад, то лук — изобрете­ние людей конца верхнего палеолита.
«Медведь раньше человеком был. Зато он и теперь по­нимает язык человеческий... Медведь — это самый млад­ший у нас, у людей. Я ему буду, скажем, старшая сестра. А мальчика или мужика медведь считает старшим бра­том»,— так простодушно, но необычайно четко передала представление селькупов о медведе в его традиционной форме женщина-селькупка из юрт Чворовых на реке Нюрольке. У саянских и томских карагасов, небольшой само­дийской народности, в средние века тюркизированиой, существовали мифические в своей основе легенды о про­исхождении медведей и карагасов от двух братьев. Мед­ведь был их Ире — Дедушка. Практиковалось культовое поедание медвежьего мяса сообща, всем поселком, что яв­лялось несомненным отзвуком все тех же «медвежьих праздников». Поразительны традиционные представления о медведе у нганасан: медведи считались самостоятель­ным «народом», сильным и смелым, с бытом, сходным с нганасанским, живущим севернее и охотящимся. Захо­дить на территорию этого «медвежьего народа» было опасно.
Медведь — постоянный персонаж традиционной куль­туры шаманства, выступающий как дух-помощник, хо­зяин подземного мира. Его шкура и кости — принадлеж­ности шаманских костюмов, атрибуты камлания. Так, в шаманских (хотя и мифологизированных) сказаниях эвенков Медведь выступает Хозяином Подземного Мира мертвых, духом-предком, который распоряжается душами предков. Иногда он действует в антропозооморфном обли­ке. По традиционным представлениям котов, медведь так­же был хозяином подземного мира. У селькупов он глав­ный дух подземного мира, охраняющий вход в него. Эт­нограф Е. Д. Прокофьева описала сеанс камлания в «свет­лом чуме» у жителей Тазовской тундры: в процессе камлания, среди прочих манипуляций, шаман объезжал «вокруг костра на своем мифическом олене, а при камла­нии в нижний  мир — на  медведе».
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2112 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>