Костюм кетского шамана
дополняли рукавицы и обувь, сшитые из шкуры с конечностей медведя, подвески,
изображавшие части конечностей медведя, и головной убор своеобразной формы —
так называемые кости медвежьей головы. Шаман, «вооруженный» колотушкой,
обтянутой шкурой медведя, и длинным железным ножом, «добирался» до самой
Хоседам и отнимал у нее похищенную душу человека — Ульвей. Для кетских шаманов
вообще было характерно перевоплощение в оленя, птицу или даже стрекозу.
Эвенкийские шаманы имели
два плаща для камлания и путешествия в верхний и нижний миры. Плащи были изготовлены
из шкур оленя и медведя. Лапа медведя, как и в других традиционных культурах
Сибири, служила для изготовления колотушки и для гадания. Шаманы в традиционной
культуре нганасан также перевоплощались в животных и птиц: медведя, гагару,
кукушку. В уникальном комплексе шаманских предметов, найденном экспедицией ленинградских
археологов и этнографов на Таймыре, основным было изображение шаманки
День-Койка. Оно лежало на ритуальных нартах, а рядом на шкурах находились две
железные маски медведицы и ее сына медвежонка. Они играли роль ездовых собак и
«везли» шаманку вверх, по дороге к Солнцу. Одновременно эти своеобразные
предметы изображали и медведей-предков.
Почитание медведя как
предка-покровителя и тотема было универсальным в культах древних евразийских
племен лесной полосы. Археологи обнаруживают многочисленные следы культа этого
властелина лесов, который неизменно наделялся антропоморфными чертами, в
находках эпохи мезолита, а также более поздних, неолита и бронзового века.
Медведь в виде скульптурой из кремня, гранита, кости, наверший на фигурных
молотах, а также костей — ритуальных охотничьих амулетов и фетишей плодородия
— почитался в сибирской тайге, Поволжье, Прибалтике, Среднерусской полосе
Восточной Европы.
Черная Гора — под этим
названием известна усыпальница племен эпохи мезолита — бронзового века,
открытая московскими археологами в Волго-Окском междуречье. В эпоху ранней
бронзы племена волосовской культуры охотников и скотоводов, очевидно древние
угро-фиины, оставили здесь яркие свидетельства медвежьего культа. В захоронении
обнаружены обезглавленные костяки четырнадцати человек, кости лап и челюсти
медведей, положенные вперемежку с черепами людей. Все находки были сильно
обожжены и посыпаны порошком красной охры — символом крови и жизни. Это пример
культового погребения, где главный объект почитания — медведь.
В другом известном
памятнике волосовской культуры, Володарах (начало II тысячелетия до нашей эры),
близ заброшенного жилища в овальной могиле было зафиксировано массовое
захоронение двенадцати человек, погребенных последовательно. Их головы (кроме
детских) обрублены, обожжены и посыпаны охрой. Среди костяков людей находились
кости медведей, преимущественно фаланги лап. Это еще одно выразительное
свидетельство культа медведя.
Ленинградские археологи
в Южной Сибири, в устье реки Сыды, притока Енисея, раскопали могильник Черемушный
Лог, выразительный памятник культуры лесных племен. Он датируется эпохой
раннего бронзового века. Погребенные в каменных ящиках мужчины и юноши были,
судя по сопровождавшему их инвентарю, охотниками на лосей, косуль, оленей,
волков и медведей. Каждого охотника сопровождал индивидуальный набор костей
диких животных — вероятно, амулетов. При четырнадцатилетнем охотнике
находились двадцать подъязычных костей от нескольких оленей, две подвески из
зубов медведей и четыре кости фаллоса четырех взрослых медведей, игравшие роль
амулетов плодородия. При взрослом, сорокалетнем, охотнике набор костей был
иным: он включал пястные и плюсневые кости от четырех взрослых и трех молодых
косуль. Еще при одном взрослом охотнике помимо культовой вазочки-курильницы в
восточном углу могилы лежали восемь плюсневых и одна пястная кость от трех
взрослых волков. Кости были скреплены и образовывали Т-образную фигуру.
Вероятно, это был предмет для гадания или колотушка типа позднейших шаманских.
По этим примерам видно, что у охотничьего племени глухого таежного уголка
Правобережного Енисея существовал развитый культ диких животных. Медведь, Волк
и Олень представляли исконные образы зверей-предков.
В древних культурах
Сибири известны помимо медвежьих костей, своего рода натуральных свидетельств
медвежьего культа, многочисленные фигурки и отдельные головки медведя. Особенно
часто их находят на Среднем Енисее, в Западной Сибири и на Алтае. Наиболее
ранние фигурки обнаружены в могиле Мельничный Лог, в Базаихе под Красноярском,
а также при раскопках могильника и поселения Самусь под Томском. Изображения
медведей часто реалистичны и выразительны в своей простоте.
Особую серию составляют
так называемые фигурные молоты, украшенные головой медведя. Они найдены на реке
Оке около Братска и у озера Иткуль на Алтае. Похожие на молоты предметы
известны среди находок на Скандинавском полуострове. Очевидно это фаллические
объекты культа плодородия,
|