Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 28.11.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Черепа в альпийской пещере - 4
Костюм кетского шамана дополняли рукавицы и обувь, сшитые из шкуры с конечностей медведя, подвески, изо­бражавшие части конечностей медведя, и головной убор своеобразной формы — так называемые кости медвежьей головы. Шаман, «вооруженный» колотушкой, обтянутой шкурой медведя, и длинным железным ножом, «добирал­ся» до самой Хоседам и отнимал у нее похищенную душу человека — Ульвей. Для кетских шаманов вообще было характерно перевоплощение в оленя, птицу или даже стрекозу.
Эвенкийские шаманы имели два плаща для камлания и путешествия в верхний и нижний миры. Плащи были из­готовлены из шкур оленя и медведя. Лапа медведя, как и в других традиционных культурах Сибири, служила для изготовления колотушки и для гадания. Шаманы в традиционной культуре нганасан также перевоплощались в животных и птиц: медведя, гагару, кукушку. В уни­кальном комплексе шаманских предметов, найденном экс­педицией ленинградских археологов и этнографов на Тай­мыре, основным было изображение шаманки День-Койка. Оно лежало на ритуальных нартах, а рядом на шкурах находились две железные маски медведицы и ее сына мед­вежонка. Они играли роль ездовых собак и «везли» шаман­ку вверх, по дороге к Солнцу. Одновременно эти своеоб­разные предметы изображали и медведей-предков.
Почитание медведя как предка-покровителя и тотема было универсальным в культах древних евразийских племен лесной полосы. Археологи обнаружи­вают многочисленные следы культа этого властелина ле­сов, который неизменно наделялся антропоморфными чертами, в находках эпохи мезолита, а также более позд­них, неолита и бронзового века. Медведь в виде скульпту­рой из кремня, гранита, кости, наверший на фигурных молотах, а также костей — ритуальных охотничьих аму­летов и фетишей плодородия — почитался в сибирской тайге, Поволжье, Прибалтике, Среднерусской полосе Восточной  Европы.
Черная Гора — под этим названием известна усыпаль­ница племен эпохи мезолита — бронзового века, открытая московскими археологами в Волго-Окском междуречье. В эпоху ранней бронзы племена волосовской культуры охотников и скотоводов, очевидно древние угро-фиины, оставили здесь яркие свидетельства медвежьего культа. В захоронении обнаружены обезглавленные костяки че­тырнадцати человек, кости лап и челюсти медведей, поло­женные вперемежку с черепами людей. Все находки бы­ли сильно обожжены и посыпаны порошком красной ох­ры — символом крови и жизни. Это пример культового погребения, где главный объект почитания — медведь.
В другом известном памятнике волосовской культуры, Володарах (начало II тысячелетия до нашей эры), близ заброшенного жилища в овальной могиле было зафикси­ровано массовое захоронение двенадцати человек, погре­бенных последовательно. Их головы (кроме детских) об­рублены, обожжены и посыпаны охрой. Среди костяков людей находились кости медведей, преимущественно фа­ланги лап. Это еще одно выразительное свидетельство культа медведя.
Ленинградские археологи в Южной Сибири, в устье реки Сыды, притока Енисея, раскопали могильник Че­ремушный Лог, выразительный памятник культуры лес­ных племен. Он датируется эпохой раннего бронзового века. Погребенные в каменных ящиках мужчины и юно­ши были, судя по сопровождавшему их инвентарю, охот­никами на лосей, косуль, оленей, волков и медведей. Каж­дого охотника сопровождал индивидуальный набор костей диких животных — вероятно, амулетов. При четырнад­цатилетнем охотнике находились двадцать подъязычных костей от нескольких оленей, две подвески из зубов мед­ведей и четыре кости фаллоса четырех взрослых медведей, игравшие роль амулетов плодородия. При взрослом, со­рокалетнем, охотнике набор костей был иным: он включал пястные и плюсневые кости от четырех взрослых и трех молодых косуль. Еще при одном взрослом охотнике поми­мо культовой вазочки-курильницы в восточном углу мо­гилы лежали восемь плюсневых и одна пястная кость от трех взрослых волков. Кости были скреплены и образо­вывали Т-образную фигуру. Вероятно, это был предмет для гадания или колотушка типа позднейших шаманских. По этим примерам видно, что у охотничьего племени глухого таежного уголка Правобережного Енисея сущест­вовал развитый культ диких животных. Медведь, Волк и Олень представляли исконные образы  зверей-предков.
В древних культурах Сибири известны помимо мед­вежьих костей, своего рода натуральных свидетельств медвежьего культа, многочисленные фигурки и отдельные головки медведя. Особенно часто их находят на Среднем Енисее, в Западной Сибири и на Алтае. Наиболее ранние фигурки обнаружены в могиле Мельничный Лог, в Базаихе под Красноярском, а также при раскопках могильника и поселения Самусь под Томском. Изображения медведей часто реалистичны и выразительны в своей простоте.
Особую серию составляют так называемые фигурные молоты, украшенные головой медведя. Они найдены на реке Оке около Братска и у озера Иткуль на Алтае. Похожие на молоты предметы известны среди находок на Скандинавском полуострове. Очевидно это фаллические объекты культа плодородия,
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 2078 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>